В «Заюшкиной избушке» так же, как и в
«Колобке», герои выстраиваются в серии по двум основаниям: по размеру и
по скрытому качеству.
Однако если при работе с первой сказкой
педагог сам предлагал детям два основания и просил только выстроить в
соответствии с ними героев, то теперь можно усложнить задачу: проверить,
догадаются ли дети сами, что серии выстраиваются по разным признакам.
Средством решения задачи будет
выступать наглядная модель. Для того чтобы дети не смогли действовать по
образцу, можно взять квадратики других цветов: например, синего и
желтого.
Обязательно нужно поспорить с детьми,
идет ли речь о храбрости петуха или о его уме, хотя взрослому сказка
говорит совершенно ясно: эти два качества связаны неслучайным образом. Цель. Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.
Материалы. Книга «Заюшкина
избушка» с иллюстрациями, картинки с портретами основных персонажей
сказки (зайца, лисы, собаки, волка, медведя, петуха с косой).
Методика проведения
Воспитатель читает сказку и показывает
иллюстрации по ходу чтения. Затем задает детям вопросы и, по мере
ответов, выставляет на доску портреты героев. Вопросы надо подбирать
таким образом, чтобы детям удавалось подумать, найти ответ
самостоятельно, а не просто согласиться или не согласиться с взрослым.
Например, могут быть заданы такие вопросы:
— Какие избушки построили заяц и лиса?
— Лисе сначала какая избушка больше
нравилась? Как вы догадались, что лиса при этом говорила, как зайца
дразнила? А какое время года тогда было, кто догадался?
— А как вы догадались, что была зима?
— Почему вдруг лисе разонравилась ее избушка и понравилась заячья?
— А как же заяц согласился лисе свой домик отдать? (Дети должны ответить, что он не согласился, лиса хитростью дом захватила.)
— А в чем хитрость была? О чем лиса попросила в начале? Чего она хотела? А зайчик что подумал?
— А о чем лиса потом попросила? Чего она хотела? А зайчик что подумал?
— Кто первым к зайцу на помощь пришел?
Собака что думала, когда зайцу помочь решила? А заяц поверил, что она
лису выгонит? И кто прав оказался?
— Кто потом к зайцу на помощь пришел?
Так задаются вопросы обо всех
горе-помощниках. Важно, чтобы дети поняли, что каждый зверь надеялся
помочь зайцу, а заяц в успех не верил и оказывался прав — пока не
появился петух.
Отвечая на вопросы, дети должны попытаться вспомнить, чем отличались диалоги с разными героями в сказке.
В конце концов на доске оказываются все персонажи.
Далее можно предложить детям поиграть в игру «Кто поменялся местами?»
Воспитатель предлагает им закрыть
глаза, в это время меняет на доске двух персонажей местами и потом
просит кого-то из ребят сначала сказать, что поменялось, а потом и
исправить положение.
Поскольку сказка хорошо знакома детям, можно предложить кому-то из ребят, опираясь на изображения персонажей, рассказать сказку. |