В фольклоре немало сказок, аналогичных
«Разумнице»; во всех подобных сказках героине приходится выполнять
сложные задания. Звучат они, на первый взгляд, довольно странно и как
будто нарушают все законы логики: требуется прийти «ни босым, ни
обутым», «ни пешком, ни верхом», «ни с подарком, ни без подарка». Да и
отгадки выглядят как-то абсурдно: девушка (все задания выполняют чаще
всего именно девушки) закутывается в сеть; сидит на козле, а одной ногой
ступает по земле; приносит в подарок голубя или воробья, да тут же, на
глазах царя и выпускает его в небо — вот он, подарок, только что был и
нет его.
Но не забудем, что мудрость сказки не
лежит на поверхности! Пусть и загадки и отгадки кажутся наивными, но они
моделируют вполне реальную жизненную ситуацию: довольно часто жизнь, не
подчиняясь требованиям формальной школьной логики, ставит нас перед,
казалось бы, невыполнимыми заданиями, когда надо совместить
несовместимое, выполнить одновременно противоположные друг другу
требования. Даже в дружеских отношениях такие ситуации случаются сплошь и
рядом, и человеку приходится решать: как в одно и то же время,
например, не поступиться своими правилами, но и не поссориться с другом.
Уже в дошкольном возрасте такая проблема вполне может встать перед
ребенком: представим себе, что лучший друг взял без спросу чужую
машинку, а ты это увидел. Сказать обо всем взрослому — предать друга, но
и промолчать, сделать вид, что ничего не произошло, — тоже неправильно,
если сам ты считаешь, что чужое без спросу брать нельзя. Получается,
что надо одновременно восстановить справедливость и при этом сохранить
дружеские отношения. Вот вам и задача, где требуется одновременно
совместить противоположности!
Разумеется, подобные задачки возникают
не только в отношениях между людьми: именно как совмещение несовместимых
требований могут быть описаны и технические открытия. В ХХ веке люди
начали путешествовать все чаще и дальше, чемоданы при этом становились
все массивнее и массивнее. А может ли чемодан, становясь тяжелее, при
этом одновременно стать легче? «Может!» — ответила некая «умная девица»
(или умный молодец), и появился чемодан на колесиках!
Создание объекта, который будет
совмещать в себе взаимоисключающие отношения, противоположности,
описывается диалектическим действием опосредствования.
Конечно, сказка — это вовсе не учебник
для юных изобретателей, но она несет ребенку (и взрослому) важное
послание: не стоит пугаться заданий, которые кажутся невыполнимыми. Для
творческого ума нет невозможного!
В конспекте работы по сказке
«Разумница» показано, как можно поставить перед детьми задачу «на
опосредствование», но при желании на материале этой сказки можно
поставить перед ними и другие задачи. Так, в «Разумнице» можно
обнаружить диалектическое действие — обращение: в ответ на невозможные
задания (вывести цыплят из вареных яиц) разумница предлагает барину
самому выполнить нечто столь же невыполнимое (вырастить просо из готовой
каши). В конце же сказки разумница предлагает действовать
противоположным образом (не жеребенка пустить к лошадям, а лошадей к
жеребенку) и благодаря этому решает задачу.
Проблема в предъявлении задачи по
данной сказке состоит в том, что предложенные загадки персонажи сказки
сами и решают. Чтобы поставить детей в более активную позицию, надо
предложить им самим придумать варианты отгадок (и даже варианты
загадок).
Средством решения задачи в сказке
«Разумница» является наглядная диалектическая схема. Черный и белый
квадраты вводятся для того, чтобы обозначить противоположные
характеристики одного и того же объекта. Знак для обозначения объекта,
одновременно обладающего противоположными характеристиками, дети будут
создавать уже в ходе занятия с помощью взрослого. Цель. Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.
Материалы. Иллюстрации к сказке
«Разумница» (по количеству основных заданий и загадок): лукошко с яйцами
и горшок с кашей, стебелек льна и прутик, девушка в одном ботинке,
верхом на зайце и с воробьем в руках, жеребенок и две лошади.
Методика проведения
Педагог читает детям сказку и задает вопросы по тексту, постепенно выставляя на доску картинки с изображением загадок:
— Кто главные герои сказки?
— Зачем барин решил загадки братьям загадывать?
— Как узнал царь о дочери разумнице? Ему сам бедняк о ней рассказал или барин догадался? А как он догадался?
— Зачем барин решил задать Маше
задания? (Это важный вопрос, так как он требует от детей выделить
причинно-следственную связь, о которой в сказке прямо не говорится.)
— Какие задания задал царь девушке?
— Задания были простыми или сложными?
(Сами задания и их необычность будут разбираться в следующий раз,
поэтому сегодня можно ограничиться констатацией того, что задания были
необычными и непростыми.)
— А девушка выполняла задания барина или нет? А почему?
— Какие хитрые загадки потом загадал барин девушке? Как она с ними справилась?
— А в конце сказки какую сложную задачу пришлось девушке-разумнице решить?
— Какое решение она предложила?
— Что сказал барин, когда услышал ее решение?
В завершение педагог предлагает детям назвать все загадки и разгадки, опираясь на иллюстрации на доске. |