Цель. В символической форме отразить содержание сказки.
Материалы. Две наглядные модели
сказки «Заюшкина избушка», отражающие смену альтернативы в сказке;
карточки-значки с изображением персонажей сказки (зайца, лисы, собаки,
волка, медведя и петуха).
Очень важно на этом занятии
использовать модель, чтобы нащупать «драматургический образ» героев: это
поможет детям научиться читать схему и использовать ее для понимания
сказки.
Педагог располагает на доске картинки с
портретами персонажей и обе наглядные модели сказки. Сначала надо
предложить детям вспомнить, как «читаются» сказки по наглядной модели,
спросить, кто может «расшифровать сказку, «прочитать» ее по квадратикам.
Можно задать вопросы о том, почему белые квадраты увеличиваются, а три
черных квадрата не различаются по размеру.
Следует создать ситуацию, в которой
дети смогут еще раз подействовать с моделью: выбрать ребят на роли
персонажей сказки, каждому дать маленький значок с изображением его
героя. Затем взрослый предлагает кому-то из детей стать ведущим и
расставить всех героев сначала «по росту», а потом «по хитрости». Задача
детей: выстроить серию по скрытому, «не наглядному» признаку (хорошо,
чтобы по росту актеры не соответствовали персонажам, тогда ведущему
придется удерживать скрытый признак — «сказочный» рост героев, вопреки
видимому росту актеров). Далее детям предлагается разыграть сказку.
Схемы при этом остаются на доске, взрослый напоминает об особенностях
героев и предлагает отразить их средствами голоса и движений. |