Что же такое «логика творчества»?
Среди задач, которые нам приходится
решать в жизни, есть особый тип — проблемные, противоречивые ситуации,
которые требуют совмещения несовместимого и, на первый взгляд, могут
показаться неразрешимыми. И ситуации такие возникают очень часто. Вот
только некоторые из них.
• Для того чтобы ребенок развивался, ему
необходима помощь взрослого, но эта помощь делает самого ребенка
беспомощным. Как же помогать, не помогая?
• Часто бывает необходимо, чтобы объект
отвечал взаимоисключающим требованиям: например, чемодан должен быть
одновременно тяжелым (т. е. вместительным) и легким (иначе с ним трудно
передвигаться). Именно в таких «безвыходных» ситуациях и появляется
изобретатель с диалектическим мышлением.
• Случается, что надо указать человеку на его ошибку, но в то же время сохранить с ним теплые дружеские отношения.
И реагировать в такой ситуации можно тремя принципиально разными способами.
Первый способ — попеременно утверждать
или делать то одно, то другое, т. е. «просто» не замечать существования
противоположностей. В этом случае можно говорить об отсутствии всякой
логики: человек ведет себя или действует противоречиво. И чувствует себя
при этом плохо — и жизнь, и окружающие люди постоянно будут ловить его
на противоречиях.
Второй способ — признать наличие
противоположностей, но при этом уныло сказать, что задача неразрешима, и
выбрать только одну из крайностей (со всеми вытекающими проблемами —
ведь и вторая «крайность» жизненно необходима!). В этом случае человек
уже руководствуется логикой, но только традиционной, формальной, которая
считает, что противоположности всегда строго исключают друг друга. Во
многих случаях формальная логика очень ценна, но вот в проблемных
ситуациях она бессильна.
Третий способ — найти творческое решение,
позволяющее обнаружить, как взаимоисключающие отношения могут
существовать одновременно в одном явлении или объекте. Именно поэтому
Н. Е. Веракса назвал творческое мышление диалектическим — позволяющим удерживать единство противоположностей .
Творческое (диалектическое) мышление
замечательно тем, что позволяет обнаруживать в мире явление развития,
качественного изменения, потому что развитие как раз и задается
единством и борьбой противоположностей. Человек, у которого развито
творческое мышление, сможет и замечать, и создавать ситуации развития,
движения в окружающем его мире.
Действия с противоположностями, которые
совершает человек, предлагая творческое решение проблемной задачи,
вполне можно описать — они-то и составляют «логику творчества».
Если есть два противоположных требования, каждое является справедливым, и отказаться ни от одного нельзя, необходимо совершить «опосредствование» —
найти решение, которое будет совмещать в себе обе противоположности.
Такие проблемы возникают и в практике изобретений, и при решении
конфликтных ситуаций в отношениях между людьми и пр. Для решения такой
задачи нужно найти такой объект, который был бы одновременно и тем же
самым и другим. Если же он не будет найден, человек будет метаться от
одной крайности к другой. Отличие опосредствования от банальной «золотой
середины» в том, что оно предполагает именно создание ка чественно
нового (и то и другое), а не просто количественный компромисс (ни того
ни другого или и того и другого понемножку). Так, в сказке разумница
выполняет задание «и ехать и не ехать», а в жизни появляются роликовые
коньки или эскалатор.
Если объект уже совмещает в себе противоположности, надо это обнаружить, т. е. совершить действие «объединение» . Тот, кто этого сделать не может, воспринимает сложное как простое, поэтому и действует неэффективно. Диалектическое объединение: в
любом объекте можно обнаружить взаимоисключающие отношения. Обнаружить
их не так просто — поэтому часто объекты кажутся нам непротиворечивыми,
однозначными — а значит, статичными, не развивающимися. Обнаружить
внутренний конфликт — значит увидеть в объекте или ситуации возможность
развития. Например, такое действие необходимо для понимания
художественного произведения. Не так просто ответить — хорошо или плохо
заканчивается сказка (любая детская сказка — «Волк и лиса», «Колобок» и
пр.). В одном случае обманывают плохого героя — хорошо ли это? В другом
случае — съедают того, кто и так был испечен для того, чтобы быть
съеденным, да к тому же вел себя самонадеянно. Открытие неоднозначности
сказки, объединения противоположностей помогает прочитать ее по-новому,
поразмышлять и поспорить.
Объекты иногда не просто меняются, а
именно развиваются — т. е. приобретают противоположные характеристики:
например, человек может поумнеть (или наоборот), стать добрым или злым и
пр. Для того чтобы заметить это, необходимо совершить действие «превращение» , что бывает не так просто: часто мы обманываемся внешним постоянством и не замечаем существенных изменений. Диалектическое превращение —
это элементарное творческое действие; чтобы совершить его, надо
обнаружить (или представить себе), что ситуация уже иная или может
кардинальным образом измениться в будущем. Известно, что происходит,
если мы не замечаем изменения настроения собеседника и продолжаем
разговаривать, как если бы ничего не произошло. А уж когда взрослый
обращается к выросшему ребенку как к маленькому, происходят и вовсе
драматические события.
Как часто проблема кажется неразрешимой именно потому, что она неверно поставлена! Выйти из тупика помогает смена альтернативы —
выстраивание новой противоположности к уже известному объекту. Если
удалось выстроить новую противоположность (отличающуюся от ранее
обнаруженной), можно говорить о смене альтернативы. Так, в сказках
появляющиеся герои отличаются по росту, но вдруг решающим оказывается
совсем другое качество, например, хитрость или храбрость. Согласимся,
что это очень жизненная ситуация.
А вот если объект превращается в
противоположный себе, но именно поэтому возвращается в исходное
состояние, мы будем говорить о действии «замыкания» . В народных
сказках встречается множество примеров того, как плохой герой попадает в
ловушку, которую сам же расставил для другого. Применяя это действие,
можно отразить бумерангом направленную против тебя хитрость. Другой
вариант: человек, способный совершить замыкание, может предугадать
разрушительный эффект действий, которые поначалу ведут к хорошему
эффекту.
Для того чтобы научиться решать
возникающие задачи, человек должен уметь обнаруживать явления развития
или чужие творческие «ходы» в окружающей жизни. |