Эта история, рассказанная Райей
Вайсанен, служит иллюстрацией того, как можно использовать ступени
освоения навыков выборочно. У мальчика, о котором пойдет речь, было
сразу несколько проблем. Наиболее серьезная из них была определена и
преобразована в необходимое умение. Мальчику предложили осваивать его, и
он согласился. Он не давал своему навыку названия, у него не было
существа силы и праздника, но все в школе, в том числе и другие дети,
активно участвовали в процессе освоения навыка.
Райю попросили принять участие в собрании в
одной из школ ее района. Встреча была посвящена восьмилетнему Олли,
которому поставили диагноз «синдром дефицита внимания с
гиперактивностью» (СДВГ). Райю пригласили на собрание, чтобы она
объяснила, что такое СДВГ, как он проявляется и как школа может помогать
детям, страдающим этим расстройством. Там Райя узнала, что у учителей
Олли накопилось множество жалоб на него. Он не мог концентрироваться на
работе, не записывал домашние задания и не делал их, плохо влиял на
обстановку в классе… Список был бесконечным.
Чтобы лучше разобраться в ситуации, Райя
спросила у учителей, что дается Олли труднее всего. Оказалось, что он
никогда не приходит вовремя, вместе с другими детьми, с перемены. Вместо
этого он опаздывает, а когда наконец заходит в класс, то чаще всего
ведет себя неподобающе – например, садится в мусорное ведро и
прикрывается бумагой или еще как-нибудь кривляется, стараясь привлечь
внимание одноклассников.
После того как была выявлена главная
проблема, предстояло решить, какое умение может помочь справиться с ней.
Ответ был очень прост. Олли необходимо было научиться вовремя приходить
в класс после перемены. Как только умение было определено, тон
обсуждения сразу сменился. Отчаявшиеся учителя начали оживленно
предлагать, как можно помочь Олли овладеть одним из многочисленных
навыков, необходимых для адаптации к школе.
После собрания Олли сказали, что взрослые
хотели бы, чтобы он научился вовремя возвращаться в класс вместе с
другими детьми. Он согласился попробовать.
Согласно разработанному плану кто-нибудь из
школьных работников должен был подходить к Олли за пять минут до конца
перемены, чтобы предупредить его о том, что скоро начнется урок, и
говорить, к примеру, следующее: «Скоро прозвенит звонок и пора будет
идти в класс».
План был приведен в исполнение. Все
привыкли дважды напоминать Олли об окончании перемены: один раз – минут
за пять до звонка, и второй – прямо перед тем, как он зазвонит.
Все сотрудники школы были вовлечены в
поддержку Олли. Учителя, повара, лаборанты – все старались подбодрить и
похвалить его, когда видели, как он возвращается с перемены вместе с
остальными, говоря: «Вот молодец! Возвращаешься вовремя». Если во дворе
кто-нибудь замечал, что он направляется в здание, услышав звонок, ему
обязательно говорили: «Прекрасно! Ты пошел в класс сразу же, как
прозвенел звонок. Так держать!»
Не только взрослые, но и другие ученики узнали о том, что Олли осваивает нужное умение, и тоже стали поддерживать его.
Все вокруг так часто напоминали ему о
навыке, что не нужно было даже разрабатывать специальную стратегию
поведения в случае отката назад. Также не возникло и необходимости в
празднике, потому что сильной положительной обратной связи, которую он
получал от окружающих, было и так более чем достаточно для того, чтобы
быстро освоить навык и превратить его в постоянную привычку.
|