Большинство специалистов, работающих с
детьми и их родителями, предпочитают встречаться с ними в привычной
обстановке своих кабинетов, где они имеют возможность лучше
контролировать ход встречи. Однако порой, особенно в сфере службы защиты
детей, профессионалам приходится проводить работу дома у тех семей,
которым они стараются помочь. Эффективное общение в домашней обстановке
часто бывает непростым из-за разнообразных внешних помех. В таких
ситуациях освоение навыков может помочь придать разговору структуру,
форму и цель. Следующую историю рассказал Саймон Джексон – служащий
государственной благотворительной организации Family Action из
английского города Брэдфорд. Здесь показано, как важно тщательно
выстроить позитивные взаимоотношения со всеми членами семьи, чтобы
добиться доверия, прежде чем знакомить их с освоением навыков.
Семья состояла из матери Карен, отца
Мартина и шестерых детей, младшему из которых было 11 месяцев. Из-за
ряда проблем социальные службы направили эту семью в Family Action. В
частности, одна из социальных работниц выражала беспокойство по поводу
двух старших мальчиков – восьмилетнего Джеймса и десятилетнего Джона.
Саймон пришел к ним с визитом, чтобы
выяснить, чем Family Action может помочь. Карен с детьми была дома, а
Мартин отсутствовал. Он ушел после того, как на глазах у детей поругался
с Карен по поводу употребления алкоголя. Он хотел, чтобы Карен купила
ему пива, а та отказалась. В результате в доме царила атмосфера печали и
отчаяния.
Саймон осознавал, что для семьи он –
очередной социальный работник, вмешивающийся в их дела, поэтому решил
начать знакомство, попытавшись разбить лед юмором.
– О’кей, ребята, – обратился он к детям, –
куда мне можно сесть? Могу сесть на пол или вон туда, на сервант, а
можете отправить меня в угол или пустить на диван.
Благодаря его легкому и располагающему тону
все почувствовали себя более непринужденно, а у детей создалось
впечатление, что поговорить с ним действительно может быть занятно.
Затем Саймон дал Карен возможность
рассказать о том, что в тот день произошло у них с Мартином. Они
поспорили на тему алкоголя, и в результате Мартин, рассерженный, покинул
дом и ушел к своей матери. Саймон выслушал историю Карен и похвалил ее
за то, что она в первую очередь заботится о детях и не позволяет Мартину
пить дома.
Работница соцслужбы рассказывала о Карен,
что та все время кричит на своих детей, но Саймон увидел ситуацию иначе.
Для него Карен была матерью, которая действительно склонна повышать
голос, разговаривая с детьми, но когда вокруг тебя шесть активных
мальчишек и девчонок младше десяти лет, то это, скорее, просто попытка
быть услышанной и внести хоть какой-то порядок в царящий вокруг хаос.
Членов семьи заранее предупредили о том,
что Саймон собирается уделить основное внимание Джеймсу, поэтому они не
удивились, когда он завел разговор о нем.
– Мне теперь нужна ваша помощь, – обратился
ко всем Саймон. – Мы ведь никогда до этого не встречались с Джеймсом, и
мне хотелось бы побольше узнать о нем. Можете рассказать мне
что-нибудь, чего я не знаю? Все, что угодно, но главное – рассказывайте
мне только о том, что у Джеймса хорошо получается, в чем он
действительно молодец.
– Это сложно сказать, – быстро ответила
мать, – потому что он все время меня провоцирует. Он путается у меня под
ногами, спорит, не делает то, что я прошу, и все такое.
– Об этом тоже стоит поговорить, но
все-таки вспомните, что у Джеймса хорошо получается, – настаивал
Саймон. – Что-то совсем другое, не то, что он путается у вас под ногами
или спорит. Может быть, что-то, что заставляет вас посмеяться?
– Ну, иногда он озорничает, но беззлобно, просто весело и остроумно.
– А, так значит, он может быть веселым и остроумным! И что случается, когда он так себя ведет?
– Мы все смеемся. И учителя в школе его любят.
– Это прекрасно, Джеймс! Учителя в школе
тебя любят. Послушай, просто для того, чтобы помочь мне запомнить все
вещи, которые у тебя хорошо получаются, можно, я запишу их?
Саймон записывал все, что ему говорили, и
список успехов Джеймса все удлинялся. Карен рассказала, что Джеймс может
прекрасно убраться в доме и свою комнату всегда содержит в порядке. Что
удивительно, Джон, когда ему задали тот же вопрос, сказал, что Джеймс
хорошо учится. Саймон был в замешательстве.
– Но мне говорили, что у него в школе одни проблемы. Это уже не так? – поинтересовался он.
– У него были проблемы в прошлом году, но
теперь все гораздо лучше, – объяснила мать. – Все его учителя говорят,
что он стал лучше учиться и меньше ссориться с другими ребятами.
Саймон повторил все записанные им хорошие качества Джеймса, не упустив ничего, а затем продолжил:
– Я хотел бы спросить всех вас, как семью,
об одной последней вещи, которая удается Джеймсу. Есть что-то такое, что
действительно выделяется на фоне всего того, о чем вы говорили?
– Поведение, – ответила мать. – Он действительно очень хорошо себя ведет.
– Поведение? – переспросил Саймон. – Значит, он особенно отличается поведением?
– Да, он в последнее время стал гораздо
лучше. Я им горжусь. Его учителя говорят, что в школе он стал вести себя
совершенно по-другому, и дома я тоже замечаю перемены.
– Итак, получается, что ты сильно изменился, как дома, так и в школе, – сказал Саймон Джеймсу. – Как тебе это удалось?
– Я просто больше не хочу проблем. Я хочу, чтобы мама была довольна.
– Значит, ты стараешься не попадать в неприятности. А что еще изменилось в школе?
– Когда другие ребята меня заводят, я просто ухожу и не вступаю с ними в конфликты.
– Значит, ты не ввязываешься в неприятности
и не ссоришься ни с кем. Знаешь, что я скажу тебе, Джеймс: я бы хотел,
чтобы ты был рядом со мной, когда я встречаюсь с другими детьми. Ты
замечательно мыслишь.
После этого Саймон вновь обратился к матери:
– Чтобы мне было легче все это себе
представить, попробуйте оценить поведение Джеймса по шкале от одного до
десяти, где «10» будет означать, что Джеймс – идеальный ребенок, вообще
без всяких проблем. Я знаю, что дети не бывают идеальными, но пусть наша
«десятка» будет максимально приближена к этому. Противоположный конец
шкалы – «единица», которая означает самое худшее поведение в мире, когда
все плохо и у Джеймса сплошные проблемы.
Саймон нарисовал шкалу на листе бумаги и продолжил:
– Давайте представим себе поведение Джеймса в школе за предыдущий год. Где было бы его поведение на этой шкале?
– Я бы сказала, на «единице», – ответила мать.
– А теперь, если учесть все, в чем он
хорош, например, его остроумие, хорошие отзывы о нем учителей, помощь по
дому и то, что он делает что нужно и не ввязывается в ссоры, – как он
сам сказал, «не желая больше проблем»?
Мама на несколько секунд задумалась, а потом сказала:
– «Шесть». Да, точно, «шесть». Он поднялся от «одного» до «шести», и я им очень горжусь.
– Да ну?! – изумился Саймон, поворачиваясь к
Джеймсу. – То есть вы говорите мне, что всего за несколько месяцев ты
поднялся от «единицы» до «шестерки»?! Это поразительное достижение!
Здесь Саймон решил наконец сказать о том,
что должно быть какое-то умение, которым Джеймс мог бы овладеть, чтобы
ситуация стала еще лучше.
– Сейчас поведение Джеймса на «шестерке», –
сказал он, – и это просто фантастика. Мне интересно, а мог бы он
сделать что-то, чтобы поднять его до «семи»? Это может быть все что
угодно – необязательно что-то глобальное, просто что-то такое, что он
мог бы еще изменить к лучшему.
– Ну, он мог бы перестать перебивать других
в разговоре, – сказала мать. – Он все время поступает так дома, и
учителя говорят, что в школе тоже.
– Вот видите, сразу возникла идея, что
может помочь Джеймсу подняться от «шести» до «семи». А что он должен
сделать, чтобы перестать перебивать людей?
– Просто этого не делать, не перебивать все время, – ответила мать.
– Иногда перестать что-то делать бывает
очень трудно. Поэтому для Джеймса может быть полезным делать что-то
другое вместо того, чтобы просто прекратить поступать, как раньше.
– Я не понимаю, что вы имеете в виду, – смущенно сказала мать.
Саймон объяснил Карен, что детям легче
научиться делать что-то правильное, вместо того чтобы перестать делать
что-то неправильное, и сказал:
– Давайте подумаем вместе: если проблема в
перебивании собеседника, что может Джеймс научиться делать вместо этого,
что могло бы помочь ему не перебивать?
– Он может лучше слушать, что говорит мама или рассказывает учитель, – сказал Джон.
– Значит, вместо того чтобы перебивать, он может научиться делать что? – переспросил Саймон у Джона.
– Лучше слушать, – ответил Джон.
– Это действительно очень, очень хорошая
мысль! Вместо того чтобы перебивать, Джеймс может постараться лучше
слушать собеседника и здесь, дома, и в школе. Что скажете, Карен?
– Да, он может постараться прислушиваться к другим, – согласилась Карен.
– Джеймс, а ты что об этом думаешь? Джон
считает, что ты можешь лучше слушать, и твоя мама с этим согласна.
Хочешь попробовать научиться лучше прислушиваться к тому, что говорят
другие?
– Мне вообще не нравится перебивать, – объяснил Джеймс. – Я сам не знаю, почему я это делаю.
Саймон попытался убедить Джеймса в том, что
вовсе не обязательно знать причину своего поведения. Главное –
постараться научиться вести себя по-другому. Он сказал:
– Знаешь что, Джеймс? Мне кажется, нам и
незачем знать, откуда это берется. Давай не будем мучиться, разбираясь,
почему ты так поступаешь, а просто начнем учиться лучше слушать.
Джеймс согласился с ним. Затем нужно было дать этому навыку название.
– Знаешь, – начал объяснять Саймон, – если
мы все время будем называть это обучением новому умению лучше слушать
людей, это будет очень утомительно, так что, может быть, лучше дать
этому навыку какое-нибудь крутое название? Ты можешь что-нибудь
придумать, Джеймс?
Джеймс начал рассуждать вслух, перебирая
разные варианты. Его мама и братья с сестрами тоже высказывали свои
предложения. В конце концов Джеймс уверенно заявил, что хочет назвать
этот навык «Умение "порше”». Нет смысла объяснять, что «порше» – это его
любимая марка автомобиля и синоним настоящей «крутизны».
После этого настало время рассказать Джеймсу о существе силы.
– Джеймс, кроме крутого названия для своего
умения ты должен теперь выбрать кого-то, кто будет помогать тебе
освоить его. Это может быть кто угодно – например, супергерой, или
животное вроде кошки или собаки, или даже вымышленное существо вроде
дракона. Выбери существо, которое помогало бы тебе каким-нибудь образом.
Джеймсу было сложно придумать, что же за
существо силы могло бы помочь ему. Карен попыталась внести несколько
своих предложений, но Саймон хотел, чтобы Джеймс придумал это сам.
– Придумать себе существо силы и правда
бывает очень сложно, – объяснил он. – Трудно выбрать кого-то одного из
множества вариантов. В общем, если ты хочешь, чтобы это было не одно
существо, такое тоже возможно, но есть один способ выбрать. Хочешь
попробовать?
Джеймс кивнул.
– Хорошо, тогда просто закрой глаза, –
начал Саймон, – и представь себе, что ты увяз в глубокой яме с грязью.
Ты там уже очень давно, и тебе кажется, что выбраться невозможно – чем
больше ты пытаешься, тем глубже увязаешь. Ты уже готов сдаться и
остаться в этой яме навсегда, но тут вдалеке ты видишь что-то,
приближающееся к тебе… Видишь, Джеймс? Оно все ближе и ближе, и ты
понимаешь, что это твое существо силы идет тебе на помощь, чтобы
вытащить тебя из грязи. Рассмотри его своим мысленным взором. Какое оно?
Большое или маленькое? Какого оно цвета? Это животное? У него есть
ноги, и если есть, то сколько? О’кей, Джеймс, сейчас я скажу тебе
открыть глаза, и как только ты это сделаешь, ты скажешь нам, кого ты
увидел. Приготовься. Раз, два, три! Открой глаза и скажи нам, кто это
был. – Бык! – воскликнул Джеймс, открывая глаза.
– Бык?! Замечательно! Почему тебе пришло такое в голову?
– Не знаю, наверное, потому, что быки сильные.
– Мне кажется, могучий бык в качестве существа силы – это прекрасная идея. Можешь рассказать нам, какой он?
– А можно нарисовать? – спросил Джеймс.
Саймон дал ему бумагу, и Саймон нарисовал быка.
– Если хочешь, можешь дать ему имя, –
предложил Саймон, когда Джеймс закончил. – Можешь назвать свое существо
силы, как тебе хочется.
Джеймс немного подумал и решил, что он
будет называть его «Бык Карен и Мартина» – по именам своих родителей.
Саймон подумал, что для Джеймса особенно важным было включить таким
образом в проект своего отца.
Чтобы поговорить с Джеймсом о преимуществах навыка, Саймон решил использовать идею машины времени.
– Мне кажется, Джеймс, что ты здорово
придумал навык «порше» и быка. Но есть еще кое-что, о чем тебе надо
подумать. Может, тебе это покажется немного странным, но это… – Саймон
понизил голос, – …машина времени! Знаешь, что это такое?
– Это как Тардис? – спросил Джеймс, имея в
виду популярную британскую детскую телепрограмму «Доктор Кто». В этой
программе Тардис – это машина времени, которая выглядит как полицейская
будка 1950-х гг. и позволяет доктору Кто перемещаться в прошлое или
будущее.
– Ну да, что-то вроде того, – сказал
Саймон, – но это твоя собственная машина времени. Она может переместить
тебя, куда ты захочешь. Вначале давай отправимся на шесть недель вперед.
Ты уже шесть недель осваиваешь навык «порше», и у тебя хорошо
получается – и дома, и в школе. Ты больше никого не перебиваешь, а
просто слушаешь, что говорят другие. И вот ты вышел из машины времени
через шесть недель, и что же изменилось?
– Я никого не перебиваю? – спросил Джеймс.
– Да. И когда ты не перебиваешь, что ты вместо этого делаешь?
– Я ничего не говорю, когда говорит учительница или еще кто-то.
– Да, ты не разговариваешь, но если твой навык «порше» заработал, то что ты должен делать?
– Слушать на уроке.
– Если ты лучше слушаешь и не перебиваешь, что будут думать о тебе твои учителя?
– Они не будут сердиться на меня, и им не придется все время просить меня замолчать.
– Значит, они станут лучше к тебе относиться. А еще?
– Меня не будут выгонять из класса или отправлять к директору, и ребята не будут на меня злиться и все такое.
– Мне кажется, с навыком «порше» школа в
будущем станет для тебя гораздо более приятным местом. Если это
действительно так, как ты будешь относиться к школе?
– Мне будет больше там нравиться, и у меня появится больше друзей.
– Карен, а вы как думаете, что произойдет с Джеймсом в этой школе будущего с навыком «порше»?
– У него будут лучше оценки, и он не будет так раздражать учителей. Они и сейчас его любят, но полюбят еще больше.
Прежде чем встреча завершилась, Саймон решил еще поговорить о празднике.
– Джеймс, мне кажется, мы сегодня очень
хорошо поговорили. Ты здорово придумал про навык «порше», и мне очень
понравилась твоя картинка с быком. Я уже понял, что ты вполне способен
научиться лучше слушать людей. Ведь ты сегодня прекрасно меня слушал и
совершенно не перебивал. Как у тебя это получилось?
– Не знаю. Мне просто очень хочется научиться. Вот и все, – ответил Джеймс.
– Это все потому, что если он захочет, он все может, – добавила Карен.
– Слушай, Джеймс, а когда мы закончим нашу работу и ты овладеешь навыком «порше», может быть, устроим какой-нибудь праздник?
После этого Саймон обсудил с Джеймсом и
Карен, каким этот праздник будет. Джеймс предлагал разные варианты, от
семейного пикника до купания. В конце концов Карен пришла в голову
хорошая идея.
– Есть кое-что, что мы всегда хотели сделать, но никогда еще не делали, правда, Джеймс? – сказала она.
Джеймс тут же кивнул, и Карен рассказал
Саймону, в чем дело. Она объяснила, что Джеймс всегда очень хотел
покататься на лошади, но еще ни разу не катался. Саймон сказал, что он
знает одного хозяина конюшни, и предложил организовать для Джеймса
катание. Джеймс хотел, чтобы и мать, и отец были там с ним и посмотрели,
как он скачет на лошади. Мать пообещала, что обязательно пойдет с ним,
но сказала, что отец должен будет остаться дома, чтобы присматривать за
остальными детьми. Саймон предложил снять это событие на видео и
записать на диск, чтобы папа мог потом посмотреть его.
Джеймс с огромной радостью согласился на предложение Саймона.
Карен придумала кое-что еще.
– Так как твой отец не сможет пойти, может быть, потом мы все вместе сходим пообедать? – предложила она.
– Давайте пойдем в «Макдоналдс»! – восторженно отозвался Джеймс.
– Давай, – согласилась Карен. – Но это
будет не просто совместный обед. Если ты докажешь, что овладел своим
умением, значит, мы можем ходить всей семьей куда угодно.
Саймон был готов завершить свой визит.
– Прежде чем уйти, – произнес он, – я хотел
бы сказать, что очень впечатлен тем, как вы совместно работали. Я,
незнакомый человек, пришел в ваш дом, чтобы поговорить о том, что у вас
здесь происходит. Это могло бы быть трудно, потому что сегодня Мартин
ушел, но вы прекрасно справились. Особенно меня поразило, как вы, Карен,
помогли Джеймсу собрать воедино его проект и понять, как он может
овладевать своим навыком «порше». Джеймс, мне действительно будет очень
приятно продолжить общение с тобой. Мне очень понравилась твоя идея с
навыком «порше», и мне кажется, ты прекрасно представляешь, как им
овладеть. Давай встретимся как-нибудь еще раз и решим, что делать
дальше.
Джеймс согласился, они назначили время
следующей встречи. Также в конце этого визита было решено, что Саймон
свяжется со школьным персоналом, расскажет учителям Джеймса о навыке
«порше» и попросит их оказывать мальчику поддержку в овладении им.
Наконец, Саймон тепло попрощался со всеми членами семьи.
После этой первой встречи Саймон несколько
раз виделся с Джеймсом, они разыгрывали разные ситуации и оттачивали
навык «порше». В школе Саймон рассказал о проекте Джеймса классному
руководителю, его ассистенту и директору, и все они стали членами группы
поддержки мальчика.
Когда Саймон вновь пришел в школу через
несколько недель, классный руководитель и его ассистент были в полном
восторге и рассказали об огромных переменах в поведении Джеймса. Они
рассказали, что он стал очень внимательно слушать на уроках, не ссорится
с другими детьми, и учить его – одно удовольствие. Благодаря
достигнутым успехам ему поручили ответственное дело – следить за
чистотой доски. А кроме того, он добровольно вызвался помогать девочке, у
которой были проблемы с обучением. Сам Джеймс радостно сообщил Саймону,
что не получил ни одного «синего билета» за плохое поведение за всю
прошедшую неделю и даже заслужил серебряную медаль, которая дается за 30
«зеленых билетов» за примерное поведение.
Отец Джеймса продолжал пить, и дома не все
было в порядке. Тем не менее он тоже хвалил Джеймса и говорил, что тот
сильно изменился и стал совсем другим ребенком. В награду за это он
записал Джеймса в местный клуб игры в крикет, и Джеймс впервые стал
представителем своей школы на окружном матче. |