У малыша сознание всплывает из глубин
сначала в виде отдельных островков, которые постепенно объединяются в
один «континент» – связное сознание. С момента возникновения связного
сознания появляется возможность психологического отношения. Чтобы
осознавать самого себя, малыш должен уметь отличать себя от других. Давайте
задумаемся, с чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? В
возрасте около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность,
как психологическую, так и физическую, он учится контролировать свои
естественные отправления и получает удовольствие от владения своим
телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое
со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью «нет»
малыш раз за разом утверждает свое совсем свежее чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей, ребенок должен им противодействовать ,
оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам.
Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь
индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но
нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в
развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (и себе) пройти через
кризис, не препятствуя развитию личности. «Давай
наденем носочки?» – «Нет, не надо носков!» Не стоит проявлять упрямство
вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на
самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию.
Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может «выйти из
берегов», превратившись в маленького тирана. Безусловно, крохе важно
проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией,
но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои
желания с требованиями реальности. Разумеется,
существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться
непоколебимым. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила,
которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться
безопасности и быть предельно ясными: нельзя совать пальчики в розетку,
залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди
проезжей части. Время от времени давайте
малышу возможность сказать «нет», выразить свои желания и волю. Ребенок
должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, приняв
его «нет», вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не
позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его
безопасности и здоровью? К тому же таким образом будет соблюдаться
некоторый баланс между тем, что вы можете ему разрешить, а что нет. Однако
если ребенок при маме меняет свое поведение – он зависим от нее. Не
удалось отделиться в свое время? Почему? Мы отделяемся от родителей в
несколько этапов. При рождении происходит биологическое отделение, по
достижении года – «физическое» (малыш может самостоятельно питаться), в 2
года – психологическое, в 3 года – волевое отделение, в подростковом
возрасте – «социальное» (у меня своя жизнь, секреты, друзья). В
юношеском возрасте происходит «географическое» отделение – ребенок
вылетает из родительского гнезда. В романтическом возрасте происходит
еще одно отделение. В возрасте поздней зрелости человек отделяется
духовно и становится самодостаточным. |