Родителям нужно раз и навсегда определить
список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться
установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных
правил, поддаться жалости, как малыш тут же почувствует свою власть над
вами. В свою очередь, родители ищут пути
выхода из сложившейся ситуации, и у многих из них даже рождаются свои
ноу-хау. Важно понимать, какой метод наиболее подходит для вашего
ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому – мягкое, но
действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о
своем поведении), третьему нужны мягкие, спокойные слова мамы,
четвертый, увы, уже не может обойтись без хорошего шлепка. Встречая
категоричное «нет» на все, я обычно говорю «надо», беру в охапку и
надеваю. Или придумываю что-нибудь интересное. Но не всегда получается.
Или интересное придумываю уже по ходу дела (одевания), ребенок тут же
забывает, что он только что чего-то не хотел. Как
это ни странно, но самым действенным методом признано отсутствие
аудитории. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить
ребенка одного в комнате. Очень часто случается так, что эмоции,
достигнув своего пика, сами собой сходят на нет. Еще
одним действенным способом считается так называемое активное слушание. В
этом случае нужно спокойно, без эмоций сообщить ребенку, что вы
понимаете его чувства: «Я понимаю, ты устал и сердишься…» или «Я вижу,
что тебе нехорошо…». Правда, этот способ работает только тогда, когда
ребенок еще в состоянии воспринимать слова. Если истерика уже вошла в
активную фазу, то любые увещевания могут оказаться бесполезными и
потребуется более жесткое вмешательство, а иногда полное его отсутствие. Если
дети на втором году жизни плохо себя ведут – они протестуют против
навязывания им воли взрослых, отделяются, эмансипируются, проявляют свою
волю. Чтобы прийти в адекватное состояние, им необходима пауза (ребенку
в 2–4 года – 4 минуты, в 14–15 лет – 15 минут). После краткосрочного
ограничения свободы к ребенку возвращаются желание и базовая установка,
которая изначально заложена во многих детях, – доставлять родителям
радость. Детские переживания оказывают
огромное влияние на дальнейшее развитие психики. Любое чувство,
испытываемое ребенком в 2 года, либо проецируется наружу, либо уходит в
подсознание. Подавленные и подчиненные дети тормозят в развитии,
блокируют и замораживают все вокруг. Пусть дети чувствуют, что взрослые –
сильные, опытные, терпеливые и в любой момент готовы прийти им на
помощь. Очень часто в конфликтной
ситуации родители пытаются отвлечь внимание на что-то более интересное.
Однако этот способ хорош только для совсем маленьких детей. Ситуация
будет повторяться снова и снова, пока не будет разрешена. Так
что если истерика все же случилась, то избегайте ублажений,
переключения внимания и уговоров. Прежде всего простыми и краткими
фразами объясните маленькому капризе, почему его требования не будут
удовлетворены. Если ребенок пришел сам, приласкайте его, обнимите и
обязательно обсудите произошедшее, если не сейчас, то попозже, когда
страсти окончательно утихнут. В процессе
психотерапевтического консультирования мы всегда обращаемся к ранним
детским воспоминаниям. Это является одним из путей к нашим глубинным
страхам, прячущимся за шаблонами поведения. Различные травмы, полученные
в раннем детском возрасте, приводят к формированию того или иного типа
личности и, как следствие, к возникновению многочисленных защит и
компенсаций, с помощью которых мы подавляем страх. Все
молодые родители, в силу своей неопытности, допускают ошибки в
воспитании малышей. Скажите о них взрослеющему человеку. Скорее всего,
его претензии к вам и к себе не совпадут. Более того, он будет удивлен и
охотно простит вам ваши промахи. И возможно, расскажет о своих. А
потом все будет так, как если бы их и не было вовсе. Темный ящик
приоткрывается, страхов становится меньше. Уверенности в себе,
эффективности и радости – много больше. Этот нелегкий разговор стоит
того. |