Станет ли человек публичным, и как он будет относиться к обществу, определяется еще в раннем детстве.
Более того, в дошкольном возрасте социальное развитие малыша влияет на
интеллектуальное. Как правило, дети, у которых мало или совсем нет
друзей, терпеть не могут садики и школы. И в конечном счете они могут
вообще бросить учебу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю учебу в
школе, колледже, вузе и все юношеские переживания в целом. Она
определяет и дальнейшее развитие человека. Не на всю жизнь, разумеется. Именно
на третьем году жизни многих малышей впервые просят почитать детские
стишки. И кого-то это здорово «продвинуло» в свое время. Радость или
страх публичных выступлений случились именно тогда. Кого-то до сих пор
так и тянет «выступить», ведь таким сладким и радостным было публичное
внимание. С возрастом привлечь его становится труднее, нужно делать для
общества что-то более существенное. Да и публика требуется посолиднее.
Вот и приходится постоянно что-то изобретать. Так развиваются творческие
способности. Что делать, если дети
дерутся друг с другом? Как и многие виды животных, группы людей в
определенных условиях полагаются на примитивный инстинкт, который
побуждает их к проявлению жестокости по отношению к слабым и уязвимым.
Давать отпор и обороняться тоже надо уметь. – Бумс! – Ах, ты! Бумс! И
неважно, кто первый. Главное, что оба прочувствовали столкновение. Либо
зачинщик окажется «задержанным» твердой рукой взрослого. И за нарушение
правил человеческого общежития – изоляция. Минуты на 2–3. По количеству
лет малыша. А потом радостное «примирение». Девочки,
правда, чаще «царапаются»: у них лучше развита мелкая моторика. Они в
нападках больше похожи на кошек. А вот мальчики при выражении агрессии
стараются ударить наотмашь, им свойственны резкие и четкие движения. Но и
те и другие, заметьте, в этом возрасте кусаются. Бывают случаи, когда ребенок сталкивается с отвержением со стороны сверстников просто потому, что выглядит не как все . Это надо понимать и учить малышей адаптироваться в любом обществе. ...Из практики Папа
жалуется, что его трехлетний сын Арсений стал драться с ним и мамой.
Что делать? Как объяснить, что такое поведение недопустимо? И нужно ли
это объяснять? Покажите ваши
естественные чувства, не утрируя их. Не надо «театрально» плакать. Дети
это понимают и чувствуют обескураженность, а не сострадание. Иногда
думают, что их разыгрывают, и начинают смеяться. А вот если вы покажете,
что вам это неприятно, обидно и нежелательно, ребенок на это
действительно среагирует. Увеличьте
дистанцию. Отвернитесь от малыша, уйдите в другую комнату на несколько
минут. Пусть прочувствует ваше отсутствие. Но не более четырех минут.
Чрезмерное давление на психику в этом возрасте недопустимо.
Если
ребенок мал, то защищать его надо, пока он не сможет защитить себя сам.
Право на адвоката имеет даже преступник. А уж ребенок – тем более.
Поэтому кто-то из ближайшего окружения тут же должен встать на сторону
защиты. И так в любой жизненной ситуации. Защищать
детей нужно обязательно. Конечно, не стоит уподобляться склочникам,
которые по любому поводу бегут «качать права» в садик или во двор. И при
этом во всем обвиняют других. Но оставлять ребенка беззащитным, а уж
тем более подтрунивать над тем, что он не может постоять за себя сам, вы
не имеете права. Это и есть предательство. До сих пор помню ситуацию,
когда я не смогла защитить своего сына. Причина была во мне. Я была в
подавленном эмоциональном состоянии и не почувствовала угрозы для
ребенка со стороны, казалось бы, компетентных взрослых. Стыдно. Берегите
своих детей. Совсем скоро малыш
соберется с силами, и ваша помощь станет ему не нужна. А пока этого не
произошло, долг родителей – обеспечивать ему надежную защиту. Если ваши
дети вас не защищают, по всей вероятности, когда-то не защитили их вы.
Такова реальность. И объясните крохе,
что не стыдно обратиться за помощью, если речь идет о настоящих
хулиганах во дворе. Они ведь старше, или их двое. Силы должны быть
уравновешены. Если какой-то ребенок в
саду агрессивен, не следует оставлять синяки и ссадины без внимания.
Проведите почти детективное расследование и сделайте вывод. Возможно,
вам придется научить ребенка просто показывать свою силу. Однако
если маленького сына или дочь регулярно обижают в детском садике, надо
непредвзято разобраться в этом. Помните: администрация детского
учреждения, которое посещает ваш ребенок, по закону отвечает за его
физическое и психическое здоровье. Поэтому воспитатели обязаны следить
за микроклиматом в группе, унимать драчунов, не позволять одним детям
дразнить других. Учить ладить и проявлять друг к другу позитивные
чувства. Два садика, расположенные
рядом, могут сильно отличаться. Познакомьтесь с их сотрудниками.
Посмотрите, как ведут себя дети на прогулке. Какие ценности витают в
облаках этого учреждения? Присмотритесь к собственному ребенку: не провоцирует ли он сам агрессию? ...Из практики Двухлетняя
Вера пошла в садик. Во дворе стала проявлять недюжинную агрессию.
Залетает в песочницу и чуть не впивается в волосы ровесницы. Та даже
ничего не успела понять. Благо, взрослые успели предупредить конфликт.
Устойчивую
агрессию часто провоцируют «занозистые» дети. Такие, которые сами
задираются, а потом бегут жаловаться. И учить своих детей надо не
столько давать сдачи, сколько ладить с окружающими: не завидовать, не
обижаться, относиться к ребятам доброжелательно, не ехидничать и т. п. Если
во время игры у двух– или трехлетних малышей возникает проблема,
родители часто говорят им, чтобы они разбирались сами, или советуют дать
сдачи. Малыши не в состоянии правильно растолковать смысл сказанного и
не понимают, как нужно себя вести. Задача родителей заключается в том,
чтобы ребенок научился достойно выходить из сложных ситуаций. Стоп!
Сначала прекратить агрессивную выходку. Как свисток рефери. Кстати,
можно использовать этот прием, если с ситуацией агрессии детей
приходится сталкиваться часто. Кстати, можно придумать скамейку
«штрафников». Но сажать в нее всего лишь на несколько минут. И
не огорчайтесь, если ваш малыш делится игрушками и не отвечает
обидчику. Скорее всего, он растет в доброжелательной атмосфере, и
нападки сверстников его удивляют, а не озлобляют. Помните,
что дети не умеют разбираться сами. Чтобы ребенок чувствовал
эмоциональную безопасность, не уходите далеко, наблюдайте за его игрой,
будьте в поле видимости. Постарайтесь
объединить несколько доброжелательно настроенных детишек для интересной
игры. Возможно, забияки и драчуны попытаются присоединиться к играющим,
чтобы не остаться в изоляции. Если вы
заметили, что ребенок играет с одной формочкой, потому что остальные у
него забрали, не спешите делать вывод, что «у него всю жизнь будут все
отбирать». Зачастую дети оказываются мудрее, чем нам кажется, и их
поведение может быть продуманной стратегией. Научите
ребенка показывать, что какие-то действия других детей ему неприятны.
Если агрессия соседского ребенка по отношению к вашему постоянна,
скажите: «У нас дома никто не толкается. Это некрасиво. С тем, кто
толкается и дерется, никто не играет». Не
позволяйте малышам вредить друг другу словом или действием. Ваша задача
– научить детей гибкости. Внимательно наблюдайте за играющими детьми и
при необходимости уводите игру в безопасное русло. Дети щиплются, когда проявляют безопасную защиту. Это вреда не принесет, но кого-то приведет в чувства. И
помните, что маленькие дети могут долго сидеть неподвижно, изредка
что-то лепеча или передавая друг другу. Не спешите вмешиваться и
организовывать игру – детишки изучают друг друга, перед тем как войти в
контакт. ...Из практики Вместе
с братом Олежкой Анечка часто шумно бегает по квартире. Дети любят,
когда их догоняют. Они визжат от восторга! Так проявляются примитивные,
почти животные инстинкты, которые тоже выскакивают на авансцену
взросления и требуют своего немедленного удовлетворения, чтобы двигаться
дальше по ступенькам эволюции.
От
рождения до зрелого возраста маленький человечек повторяет эволюцию
всего человечества: период дикости, варварства, междоусобных войн. А в
лоне матери – еще и эволюцию всего живого на земле. И не удивляйтесь.
Человек – это маленький космос. В нем сосредоточены все особенности
вселенной. Первыми игрушками детей
становятся палки и камни. И не спешите вырывать их из рук детей. Пусть
овладеют этими первыми орудиями труда человечества. Посмотрите, что они
будут делать? Вот собиратель, а вот боец, а вот землепашец. Дети тянутся
к огню, в лес, в поле, на речку, разглядывают лягушек и ящериц, бегают
за кузнечиками, стрекозами и завороженно наблюдают за бабочками. Хватают
руками рыбок, слушают птиц и чутко реагируют на малейшие шорохи. Так в
них отзываются их далекие предки. Так дети осваивают мир. У
малышей, оказавшихся рядом в этом возрасте, не все ладится с общением,
они далеки от взаимопонимания и, хотя уже не могут друг без друга, еще
не могут и друг с другом. Помните, что
буквально каждый год направленность психических процессов малыша
меняется. В год – они направлены вовнутрь, и общение ограничивается
мамой, папой и бабушкой с дедушкой. Даже с братиками и сестричками
«что-то не складывается пока». Второй год – вовне. Интерес к другим
возрастает. Но тут есть период возрастного негативизма, когда ребенок
проходит через «нет». И «нет» общению с другими – это не совсем «нет».
Это скорее «да». В три года – снова на себя: я, мне, мое. И так
попеременно все детство и отрочество. Изучайте, как общается ваш малыш со сверстниками. Дети
разных темпераментов делают это по-разному. Холерики – смело и
напористо. Они могут быть резки. Флегматики – медлительно, но упрямо, не
сворачивая со своей колеи. Меланхолики робко и неактивно. И только
сангвиники легко и непринужденно. Их любят все. Есть
дети с коммуникативными и лидерскими способностями, они являются
инициаторами знакомств и детских игр. Дети с физическими способностями –
заводилы в забавах. Имеющие художественные склонности – сразу начинают
творить. Пример и стиль общения надо
задавать. Он может быть радостным, деятельным, увлекательным, шумным и
веселым, спокойным и познавательным. Первыми
друзьями детей до трех лет становятся кошки и собачки, попугайчики и…
самые неожиданные люди. Может быть, домработница Света, которая
развеселила малышку Галочку или научила ее чему-то, например посылать
«воздушные поцелуи». Почему это происходит? Ребенок реагирует на самых
органичных, естественных и простых людей. Себе в некоторой степени
подобных. Когда в семье растет малыш,
ходить в гости, ресторан, кинотеатр без него уже становится неинтересно.
Вот и получается, что первых друзей ему уже выбрали родители. И это
дети их друзей, родственников и знакомых. С
одними он все время плачет, другим постоянно мешает, с третьими мирно
сосуществует, а с кем-то лидирует и ведет за собой. Детям нужно
разновозрастное общение. Оно раскрывает неожиданные способности,
различные стороны характера, совсем другие грани личности малыша – через
подражание, заражение, удивление и новизну ощущений. Последнее
стимулирует его к активности, побуждает к восхождению на новые высоты,
освоению новых способов освоения мира. Детям
в этом возрасте интересны предметы, люди, новые чувства и необычные
ощущения. И все это они получают через общение, которое отличается день
ото дня, даже с давно знакомыми людьми. Потому что общение отражает
меняющийся мир, постоянно преобразующуюся среду обитания. Так меняются и
дети. В одном – в лучшую сторону, по пути роста и развития. В другом –
мы узнаем их «тень», – непростой или какой-то особенный характер.
Знакомство с малышом разным – благо. Это позволяет нам научиться лучше
понимать его, дает больше шансов обрести целостность растущему человеку,
а нам – встретить и принять малыша во всех его проявлениях. Разнообразное общение дает уверенность в себе и понимание своего места в человеческом сообществе. Так
как найти ребенку друзей? При помощи чуткого восприятия реальности и
следования природе ребенка, его естественным склонностям, которые
проявляются в общении тоже. ...Из практики Например,
Катя любит общаться с мальчиками. Маскулинные качества человека, вне
зависимости от пола ребенка, способствуют успеху в бизнесе. Девочка
растет в семье успешных предпринимателей.
|