Программное содержание. Продолжать
знакомить детей с иллюстрациями художников к произведениям устного
фольклора. Учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их
содержание, всматриваться в образы, созданные художником. Расширять
представления детей о многообразии художественных выразительных средств.
Закреплять технические навыки и умение рисования пастелью.
Материалы. Портрет Евгения
Михайловича Рачева. Выставка книг, оформленных E. М. Рачевым;
Заяц-хваста. Русская народная сказка в обр. А.Толстого. – М.,1986;
Колобок. Русская народная сказка в обр. А.Толстого. – М., 1969; Л.,
1984; Маша и медведь. Русская народная сказка в обр. М. Булатова. – М.,
1988; Кот и лиса. Русская народная сказка в обр. А.Толстого. – М., 1984;
Лисичка-сестричка и серый волк. Русская народная сказка, пересказ О.
Капицы. – М., 1990.
Бумага, гуашь, кисти, простой карандаш, баночки с водой, салфетки.
1-й этап
Перед детьми на столе портрет Евгения Михайловича Рачева и выставка книг, оформленных художником.
Рассказ педагога: «Евгений Михайлович Рачев
родился в 1906 году в городе Томске. Он иллюстрировал произведения В.
Бианки, М. Пришвина, басни Л. Толстого, С. Михалкова, И. Крылова, сказки
разных народов. Художник говорил о том, что он очень любит наблюдать за
животными и по выражению глаз определять их настроение. Иллюстрации Е.
Рачева к русским народным сказкам веселые и добрые, занимательные и
поучительные. Их главные герои – звери. Они ведут себя, думают, ходят и
говорят, как люди. Мы узнаем этого художника по одежде его зверей. Зачем
художник наряжает своих героев-животных в человеческую одежду? Он
делает это не только для того, чтобы показать нам характер образа.
Изображая зверей одетыми в человеческие платья, художник дает понять,
что за событиями сказки кроются взаимоотношения людей. Выражение глаз,
линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа. По позе
животных можно сразу догадаться о их настроении. Рачев хорошо знал
народную жизнь, быт и обычаи народа. Особой выразительности он
добивается благодаря бытовым деталям украшений: наличник русской избы,
крестьянское лукошко или вышитое полотенце. Рисунки Е. Рачева очень
декоративные, яркие, привлекательные. Он стремился к простоте и ясности
средств выражения. Предпочитал крупное изображение героев на листе,
простые композиции, чистые цвета и яркий черный контур. Художник любил
выполнять свои иллюстрации пастелью (цветными мелками) на тонированном
фоне.»
2-й этап
Педагог предлагает детям рассмотреть
иллюстрации к сказкам, вспомнить их названия; обращает внимание детей на
характерные особенности изображения художником характера зверей: они
могут быть добрыми, ласковыми, удивленными, растерянными, а иногда и
очень злыми. Художник небольшими штрихами может изобразить любой
характер героя. Всех сказочных персонажей художник наряжает в различную
одежду. Цвет тоже играет большую роль в передаче сюжета сказки: яркими
красками художник передает радостное настроение своих героев, а темными –
тревожное.
Затем дети самостоятельно рассматривают
иллюстрации к сказкам. Педагог предлагает им выбрать и нарисовать (или
срисовать) сказочного героя, который им понравился больше всего. В конце
занятия предлагает детям обосновать свой выбор героя. |