ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ГРИБЫ"
03.03.2014, 20:21
Программные задачи: познакомить детей с основными названиями
грибов, где они растут, их строением, внешними признаками. Дать
представление о съедобных и несъедобных грибах. Упражнять в различении
оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета. Учить закрашивать по
контуру, передавая характерные особенности определенных грибов.
Предварительная работа:
Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом».
Рассматривание иллюстраций: набор картинок на тему «Грибы», «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы».
Дидактические игры «Съедобный – несъедобный», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию».
Игра «Лото», разрезные картинки «Грибы».
Викторина «Что мы знаем о грибах?»
Демонстрационный материал: набор
картинок, муляжи грибов, поделки из природного материала, грибы
«Опята», «Грузди», консервированные в банках, спокойная мелодия со
звуками леса, материал для изобразительной деятельности.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы отправляемся в лес за грибами. Собирали ли вы грибы когда-нибудь? (ответы детей.)
Гриб
– это растение, но растение особенное. Нет у него ни ветвей, ни
листьев, ни цветов. Грибы растут в лесах и в поле, на лугах и болотах.
Их можно встретить на земле среди опавших листьев, они облепляют пни и
стволы деревьев. Настоящий грибник, найдя гриб, сначала полюбуется им,
запомнит, где этот гриб вырос, и только потом бережно срежет его и
положит в лукошко шляпкой вниз.
«Где найти грибок?»
Если день сухой и знойный,
То в бору смолистом знойном
Все грибочки под кустами
Под зелеными листами.
Если дождик прошумит.
Если влагой лес омыт.
Вмиг лисички и волнушки
Разбегутся на опушке.
В народе говорят: «Будет дождик, будут и грибки», «Первый туман лета – верная грибная примета».
- Давайте вспомним названия съедобных грибов: (ответы детей:
белый гриб, груздь, лисички, опенок, рыжик, подберезовик, масленок, шампиньоны ).
- А какие несъедобные грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опенок ).
- Это очень опасные грибы, о них мы поговорим позже, на следующем занятии.
- Мы с вами в сосновом бору, здесь тихо и сыро. А вот и первый белый гриб. Вот он, полюбуйтесь.
Ножка как бочонок,
К шляпке лист прилип.
Молодой, точеный
Крепкий белый гриб.
Боровики
– зовут их так, потому что любят они расти в сосновых и еловых борах.
Ножка не толстая, не высокая, а шляпка светло-коричневая или
желто-бурая.
Ребята, вам часто приходилось слушать пословицу:
«Назвался груздем – полезай в кузов»? у грибников груздь пользуется ни
меньшим почетом. Шляпка гриба похожа на круглую воронку с вилкой
посередине и опущена вниз краем. Ножка белая, невысокая, украшена
короткой бахромой.
- А сейчас, послушайте загадку:
1. Желтые, рыжие сестрички
Величают нас … (лисички).
2. В гости к нам пришла лиса,
Лиса – рыжая краса.
Принесла нам кузовок,
В кузовке лежит грибок.
Рыжий, на нее похожий
Гриб зовут лисичкой тоже.
Лисички
– это не крупные, но крепкие и ароматные грибы. Своей ярко-желтой или
золотистой окраской они на самом деле напоминают лесную красавицу –
лисицу, потому и называют их лисичками.
«Сосенки сыплют пыльцой золотой – маслята вылезут дружной толпой».
Маслята
– невысокие грибы со светло-золотой шляпкой, она блестит и напоминает
румяный блин. Под шляпкой у маслят сложно кружевной наряд, ножки этих
грибов сухие, крепкие.
Вот еще замечательные грибы – опята. Прекрасные, вкусные и ароматные грибы. Опята небольшие грибочки с маленькими шляпками, похожими на колпачки на тонких ножках.
Рыжики – самые любимые грибы русского народа. Очень душистые грибы, любят сумрак, прячутся под мягкой хвойной периной.
Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. У нас в корзине собрались замечательные съедобные грибы.
Проводится физминутка.
А сейчас, ребята, давайте пройдем к нашим столам и ждет вас необычное задание.
У
каждого из вас лист бумаги с изображением гриба. Вы должны определить,
что это за гриб и раскрасить его. Краску можно смешивать, подбирая
соответствующие оттенки. Вспомните, как мы добивались светло-коричневого
оттенка или ярко-оранжевого цвета.