В средней группе продолжается работа по
расширению представлений детей о семье, о родственных отношениях, о
социальных ролях в семье. На занятиях, в процессе индивидуальных бесед, в
повседневной жизни необходимо объяснять детям, что они являются
одновременно сыновьями или дочерями для своих родителей, внуками или
внучками для своих дедушек и бабушек, братьями или сестрами.
Целесообразно дать ребятам представление о том, что их родители – это
дети их бабушек и дедушек. Это поможет ребятам усвоить не только имена,
но и отчества их родителей; понять, что дедушки являются отцами мам и
пап, что такое отчество, как оно образуется. Помочь в усвоении
родственных отношений могут дидактические упражнения. Упражнение «Семейный хоровод» Ребенок
произносит: «Хоровод я соберу, всех родных приглашу. Позову я папу,
маму…» и перечисляет остальных членов семьи. Первоначально, используя
наглядные материалы (рисунки, репродукции, иллюстрации), ребенок
выкладывает на столе карточки с изображением членов идеальной модели
семьи, объясняет, кто кому кем приходится. На следующем этапе
используется семейный альбом (лист из семейного альбома), хранящийся в
группе, и ребенок рассказывает о своих родных. Упражнение «Где-то в шумном городе» Это дидактическое упражнение позволяет проиллюстрировать возможное разнообразие состава семьи. Воспитатель
размещает на магнитной доске карточки с изображениями мамы, папы и
ребенка, сопровождая свои действия словами: «Где-то в шумном городе,
посреди земли жили члены дружной, но маленькой семьи». Затем спрашивает:
«Сколько здесь членов семьи? Назови, кем они приходятся друг другу».
Состав семьи на магнитной доске постепенно увеличивается, например:
мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь. Воспитатель продолжает: «Где-то
в шумном городе, посреди земли жили члены другой и тоже дружной чуть
большей семьи». Детям 4–5 лет следует
дать элементарные знания и представления о том, что такое семья.
Хотелось бы предостеречь педагогов от некоторых методических ошибок,
которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с семьей.
Обязательно следует учитывать региональные и культурные особенности, а
также индивидуальную ситуацию в семье каждого ребенка. От выявленных
обстоятельств зависит и то определение семьи, которое дают детям. В
большинстве случаев не следует внушать детям, что семья – это все, кто
живет вместе с ребенком. В этом возрасте у ребят еще отсутствуют четкие
представления о том, что такое семья, кто такие члены семьи. Кроме того,
в силу определенных возрастных особенностей развития мышления дети 4–5
лет любую информацию воспринимают, как правило, прямолинейно. В
результате ребенок может считать членами своей семьи соседей по
квартире, а бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, живущих
отдельно, напротив, исключает из состава своей семьи. В связи с этим
воспитателю необходимо тщательно продумывать и отбирать содержание
материала как для фронтальных занятий, так и индивидуальных бесед о
семье. Основой формирования
представлений о семье как явлении общественной жизни должна стать
социально одобряемая модель, то есть полная и благополучная семья. В
понятие семьи наряду с составом необходимо включить описание семейных
взаимоотношений и обязанностей членов семьи. В процессе разработки
идеальной модели семьи, с которой можно было бы познакомить дошкольников
на занятиях, нами были использованы материалы социологических и
психолого-педагогических исследований, предложения, пожелания,
результаты творческих сочинений практических работников, воспитателей
детских садов Московской области. Применительно к модели семьи мы
предлагаем в работе с детьми использовать следующее определение: «семья –
это мама, папа, дети – братья и сестры, бабушки и дедушки». Однако при
этом важно подчеркнуть, что семьи могут быть разными; у всех ребят в
группе есть семьи, и все они разные, непохожие друг на друга. Необходимо
продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на состояние
близких людей, учить разделять радость родных и друзей, проявлять к ним
сочувствие, сострадание. В повседневной жизни необходимо постоянно
беседовать с детьми о том, что они могут сделать для своих родителей,
бабушек и дедушек, какие добрые и ласковые слова могут им сказать.
Особенно эффективным средством воспитания остается игровая деятельность,
сюжетно-ролевая игра «Семья». У детей 4–5 лет, по мнению многих
психологов и педагогов, начинает формироваться чувство долга. Простейшие
представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, который
традиционно обозначается словами «ты должен». В связи с этим необходимо
уделить внимание знакомству детей с обязанностями в семье. |