Цель. Вызвать у детей симпатию к
сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам
поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их
любят. Первый вариант Этот вариант занятия подходит для группы, в которой много новых детей или большинство малышей в возрасте до 3 лет 6 месяцев. Воспитатель расставляет стулья полукругом и начинает занятие: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Педагог выводит в центр малыша. Петенька (Васенька и т. д.) хороший, Петенька пригожий.
Воспитатель
рассказывает о ребенке, подчеркивая его достоинства, например: «Петя
действительно пригожий. Черноволосый, с красивыми темными глазами. Хороший ребенок, умный, уже до шести считает, не сбивается. Ведь правда? Тогда посчитай. И животных из кубиков он очень быстро складывает. И с девочками дружит, не обижает их. И уже давным-давно по пустякам не плачет. А как он по утрам с мамой нежно прощается! Приятно посмотреть!» Педагог
вновь проговаривает рифмованные строчки и выводит другого ребенка:
«Катенька пригожая. Симпатичная, светловолосая (про девочек со светлыми
волосами говорят – блондинки), с ярким румянцем на щеках. Катюшка
– замечательная девочка. Ни с кем не ссорится. В куклы играет –
загляденье! Ее дочки накормлены. Она им песенки поет, ласковые слова
говорит. Катюшка много стихотворений знает. Прочитай стихотворение „Уронили мишку на пол…", оно мне очень-очень нравится». Педагог
интересуется у детей, про кого еще они хотят услышать рассказ.
Обязательно рассказывает про новичка, обращает внимание дошкольников на
то, как важно дружить сейчас с этим ребенком, чтобы он быстрее привык и
понял, какие замечательные дети в группе. Воспитатель обещает, что каждый день будет обязательно рассказывать о ком-то из детей. Подобные
рассказы дети должны слышать в течение всего года. Особое внимание
целесообразно уделять «проблемным» детям (нервным, драчунам, плаксам и
т. п.), каждый раз подчеркивая, как успешно они справляются со своими
проблемами, как взрослеют. Если
воспитатель замечает, что дети начинают уставать от рассказов о хороших и
пригожих сверстниках, он предлагает им послушать стихотворение С.
Черного «Приставалка». – Отчего у мамочки На щеках две ямочки? – Отчего у кошки Вместо ручек ножки? – Отчего шоколадки Не растут на кроватке? – Отчего у няни Волосы в сметане? – Отчего у птичек Нет рукавичек? – Отчего лягушки Спят без подушки?.. – Оттого, что у моего сыночка Рот без замочка.
Педагог
интересуется, кого называют «приставалкой». Выслушивает ответы детей и
предлагает убедиться в правильности предположений. Примечание. В
последующие дни, особенно в часы, когда дети одеваются на прогулку и у
некоторых из них отмечается повышенная потребность в общении (в ущерб
основному бытовому процессу), уместно прочитать стихотворение
«Приставалка». Второй вариант Этот вариант занятия больше подходит для групп, где большинство детей старше 3 лет 6 месяцев. Усадив
детей и поблагодарив их за умение слышать просьбу педагога и оперативно
переключаться с игр на занятие, воспитатель сообщает, что будет
рассказывать о том, какие они умные, добрые, веселые. Например: «Я
расскажу вам об одном замечательном мальчике. Сегодня он одет в синие
шортики и серенькую футболку. А на футболке нарисован серьезный гном,
который построил себе красивый домик. Про кого, как вы думаете, я
собираюсь рассказывать? Я и многие дети
называют этого мальчика ласково: Сашенька, Сашок, Сашуля. Итак, шортики у
Сашеньки… синие, а футболка… серенькая, на футболке… гном около своего
домика. У Саши светлые волосы и веселые
темные глаза. Саша наш помощник, он и дежурит замечательно, и с малышами
ладит, не обижает их. Правда, носовой платок частенько дома забывает,
но обещал исправиться. Я ему верю. Саша любит рисовать и лепить, и поет
хорошо. Спой, Сашенька, свою любимую песню, а мы тебе подпоем. Еще
я расскажу вам о девочке, которая сегодня одета в красивое клетчатое
платьице с кружевными оборочками. И зовут ее… (дети называют имя
девочки). Оленька недавно пришла к нам, еще не совсем освоилась. Она
очень милый забавный человек. Вчера Оля забыла спрятать туфельки в шкаф,
и они потерялись, оказались под банкеткой. Мы Оленьку утешали и слезы
ей вытирали, вот так… Потом туфельки нашли, помогли надеть. Оля
замечательно козу рогатую изображает, нас пугает. Хотите посмотреть,
как она это делает? А не испугаетесь? (Девочка изображает козу.) Теперь
я расскажу вам про мальчика с большими темными глазами. Это
замечательный мальчик, но он не любит, не умеет спокойно сидеть на
стуле. Сразу начинает вертеться. Вот только что вертелся, а сейчас
притих. Должно быть, боится, как бы стул на него не рассердился и на пол
его не уронил. Но зато наш Васенька (он
узнал самого себя) быстрее всех бегает. А Заинька – Длинное Ушко по
большому секрету рассказал мне, что сегодня утром Вася хотел отобрать у
Юры машину, уже руки протянул, но потом спрятал за спину. Не стал
обижать приятеля. Вот какой молодец. Силу воли воспитывает у себя.
Взрослым становится. Я его за это поцелую». И так далее. Завершая
занятие, можно прочитать детям стихотворение С. Черного «Приставалка»
или английскую песенку «Храбрецы» (перевод С. Маршака). При чтении
песенки следует узнать у детей, кто такие портные, соотнести рост
взрослого мужчины и размер улитки, от которой в страхе сбежали 25
портных. |