Уважаемые родители и воспитатели!
Тема «левое и правое» обычно изучается
в школе достаточно бегло. Но нам кажется, что она достойна подробного
обсуждения с дошкольником.
Трудно ли найти правую руку?
Ваш приятель зашел в темную комнату. Вы говорите ему: «Выключатель
слева». Быстро ли он повернется в нужную сторону?
Люди бывают разные. Одним требуется умственное усилие, чтобы
повернуть направо, а не налево. Другие точно знают, где у них правая рука. «Ты
же не путаешь ногу и руку, так почему же ты путаешь правую руку и левую? Это же
разные части тела!»
Говорите с ребенком о правом и левом как можно раньше! Ребенок
учится понимать слова «рука» и «нога» в младенчестве, а вопрос о правом и левом
встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той
легкостью.
Попробуйте исключить из своей речи слово «рука». Не говорите
фраз типа «У тебя щека грязная». В этих фразах явно недостаточно информации. Попробуйте
высказываться более точно: «У тебя левая щека грязная». Или: «Видишь, ты надел левую
варежку на правую руку».
Как искать правую руку?
Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются
взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещеную» (сравните
у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая
и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом
клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать.
Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится
слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.
Все зависит от точки зрения
Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается
левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен
(мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть
на мир его глазами.
Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение
этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно
образования.
Лист определений
На листах определений не нужно ничего рисовать или писать.
Это - наглядные примеры понятий «лево» и «право».
Комментарии к заданиям
Рассмотрите с ребенком задание 1. Объясните ему, что дом на
рисунке расположен слева, а цирк справа. Поэтому стрелка от цирка к дому направлена
слева направо. Оглядитесь вокруг себя. В книжном развороте бывают правая и левая
страница. У окна бывает правая и левая створка. Попросите ребенка перечислить:
что он видит прямо перед собой, что справа и что слева.
В задании 4 ребенку надо перерисовать несколько букв. В некоторых
других заданиях также предлагается дать письменные ответы. Если ребенок не пишет,
можно написать ответы за него или написать на бумажке, чтобы он перерисовывал слова
по одной букве.
Задание 6 - трудное и необязательное. Разберите его предварительно
сами.
Попросите ребенка сложить руки, как на стр. 5. Прочитайте
подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева.
Попросите ребенка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой
по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать
правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.
Скорее всего, рука на стр.6 будет нарисована аккуратнее, чем
на стр.7 (если Ваш ребенок левша, то наоборот). Спросите ребенка, почему так получается.
Мы хотели бы, чтобы ребенок научился находить правое ухо не только у себя, но и
у своих друзей, и у нарисованных зверей. Сначала от него требуется поставить в заданное
положение только свою руку (задания 7,8,9), затем и все тело (задания
10,11,12). Когда ребенок будет разглядывать картинки в книжках, он сможет играть
в игру: отыскивать правые и левые глаза и лапы (и хвосты? - спросите его).
В задании 9 заложен подвох: одна из рук нарисована без ногтей.
Как в таком случае определить, правая она или левая? Можно считать, что она лежит
на листе ладошкой кверху (тогда рука будет левой). Можно пририсовать ногти, тогда
она будет лежать, как другие руки (и будет правой). Пусть это решит сам ребенок.
Задание 10 дает ребенку главный инструмент в нашей работе:
учит его вставать на точку зрения другого человека.
Задание 11 хорошо бы порешать не только в теории, но и на
практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.
В задании 13 присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматривающий
картинку, и животные на картинке. Ребенок сначала отвечает на вопросы со своей
точки зрения, а потом с точки зрения животных.
Задание 15 требует известной аккуратности. Попросите ребенка
нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.
Задание 16 не удастся закрепить во время прогулок. Это дерево
выросло в головах математиков. На двоичном поиске построена работа компьютеров
(у нас это вправо/влево, в компьютере - идет/не идет ток).
|