Занятие 1
Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. 1. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».
2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».
Беседа о действиях с воображаемыми предметами.
П е д а г о г. Ребята, на сцене часто
актеры действуют с воображаемыми предметами. Они представляют, как это
происходит в жизни, и проделывают необходимые физические действия. Так,
играя с воображаемым мячом, нужно представить себе, какой он: большой
или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения
мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой,
срываем цветы ромашки или шиповника. Сначала мы будем выполнять действия
с предметами, а потом повторим эти же действия без предметов.
Педагог приглашает на сцену ребенка (по
желанию). На столе стоит крынка, в ней вода. Нужно взять крынку и налить
воду в стакан. Ребенок последовательно выполняет действия. Педагог
обращает внимание детей на объем крынки и стакана. Проделав несколько
раз действия с предметами, ребенок выполняет эти же действия без
предметов. Педагог приглашает еще несколько желающих выполнить это
упражнение.
Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».
Комната делится пополам шнуром. С одной
стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки, – «дедушка и
пятеро внучат». С другой стороны – остальные дети и педагог; они будут
загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к
«дедушке» и «внучатам».
Д е т и. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Д е т и. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если
«дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою
половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно,
дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три –
догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки»
стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию.
После двух загадок выбираются новые
«дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например,
моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или
ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п.
Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами,
которые они показывали в загадках. Занятие 2
Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
1. Упражнение со штангой.
2. Игра «День рождения».
Дети в творческом полукруге. Педагог ставит
перед ними задачу: выполнить упражнение на действия с воображаемыми
предметами, так как в спектакле герои действуют с воображаемыми
предметами (собирают цветы, ягоды, рубят лес, чистят зубы и т. д.).
Приглашает на сцену ребят, выносит из-за кулис бутафорскую штангу.
Ребенок должен подойти к штанге и поднять ее. Сначала педагог
показывает, как это нужно делать. Это упражнение выполняют все дети.
Затем дети выполняют это упражнение с воображаемой штангой.
Игра «День рождения».
С помощью считалки выбирается ребенок,
который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и
приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений,
условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят.
Лучше, если гостей будет немного, а
остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих
достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут
быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка,
книжка, фломастеры и даже живой котенок. |