Орг. момент
- Ребята, сегодня мы начнем занятие со знакомой для вас игры
«Перевертыши» или «Скажи наоборот». Итак, прочитайте слово на табличке
назовите противоположное ему по смыслу и садитесь на свои места.
(высоко; широкий; продавать; весёлый; добро; острый; глубокий; смелый; глупый; большой; длинный)
1-Ребята, в конце занятия вас возможно ждёт сюрприз, но для этого вам
надо потрудиться и кроме того вы можете отгадать что это за сюрприз. А
именно за каждое правильно выполненное задание я буду выдавать букву, из
полученных букв и сложится название сюрприза. Итак, вперёд!
На доске предметные картинки: цыплёнок, лимон, облако, белка, комар и др.
- Послушайте и отгадайте мою загадалку-узнавалку.
……(тарелка)
- Теперь сами придумаем загадку про тарелку путём перечисления её признаков.
- Давайте вспомним и расскажем, какие бывают тарелки.
(- Круглые, большие, маленькие, красивые, фарфоровые, чистые, грязные, полные, пустые, глубокие, мелкие)
- Значит, тарелки бывают разные. Подберите к слову разная рифму из тех слов, что вы назвали.
(-Разная-грязная)
- Теперь нам надо выбрать слова признаки с противоположным значением.
(- Чистые-грязные, полные-пустые, глубокие-мелкие)
- Давайте, составим загадку про одну тарелку в стихотворной форме
так, как будто тарелка сама про себя рассказывает, какая она бывает. Я
начну, а вы мне поможете.
- Я бываю разная:
Чистая и грязная,
Полная и пустая,
Глубокая и мелкая,
И зовусь тарелкою.
- Отгадайте мою следующую загадку.
….. (цыплёнок)
- А сейчас составим свою загадку о цыплёнке способом отрицания.
- Помогут нам вот эти картинки (с левой стороны цыплёнок, с правой-одна под другой картинки: лимон, облако, белка, комар)
- Расскажем всё про лимон-какой он?
(-Кислый, жёлтый, полезный, ароматный и т. д.)
- А какое из перечисленных слов-признаков больше всего подходит к цыплёнку.
(-Жёлтый)
- Запомним его. Теперь расскажем про облако, какое оно?
(- Лёгкое, белое, воздушное и т. д.)
- Какое из этих слов больше всего подходит к слову цыплёнок.
(-Лёгкий)
- Это слово тоже запомним.
- А какая белка?
(- Ловкая, шустрая, быстрая, пушистая)
- Выберем из этих определений самое подходящее к нашему цыплёнку.
(- Пушистый)
- Скажите, что делает комар?
(- Пищит, летает, кусает, пристаёт)
- Какое из этих перечисленных действий больше всего подходит к цыплёнку.
(- Пищит)
- А теперь составим загадку все вместе:
Жёлтый, но не лимон,
Лёгкий, но не облако,
Пушистый, но не белка,
Пищит, но не комар.
Кто это?
- Теперь придумаем загадку о другом животном. Назовите тех животных, которые имеют одновременно и чёрный, и белый окрас шерсти.
(-Зебра, корова, кролик, кошка, собака)
- Давайте придумаем загадку про собаку путём совмещения способов.
- Вспомните, что делает собака?
(- Лает, рычит, кусается, охраняет, сторожит, бегает)
- Начнём загадку со слов чёрная и белая. Подберём рифму к слову белая из слов действий.
(- Белая-бегает)
- Где бегает собака?
(- По дороге)
- Скажем начало загадки:
- Чёрная и белая
По дороге бегает.
- Если собака злая, как она себя ведёт?
(-Рычит и кусается)
- Теперь зададим вопрос к слову кусается так, чтобы была рифма.
(-Кусается – как называется?)
- Расскажем всю загадку, помогайте:
Чёрная и белая
По дороге бегает,
Рычит и кусается.
Как называется?
- Молодцы, с данными загадками справились, вот вам буква Т.
2- Но, это ещё не все загадки, у меня есть для вас хитрые прехитрые
загадки (которые «обзываются» лжезагадками). Чтобы их отгадать, надо
быть очень внимательными.
Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница? Объясните, почему.
Что едят крокодилы на северном полюсе?
Кто громче замычит петух или корова?
Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
Упали два горшка-железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
Летели два крокодила-один красный, другой синий. Кто скорее долетит?
- Молодцы, вот вам буква Е.
3- Д/И «Повторялка» (с мячом в кругу, дети называют предмет, выполняющий такую же функцию )
- Я лягушка. Я умею прыгать.
(- Я машина. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам)
(- Я карандаш. Я тоже прыгаю, когда рисую точки) и т. д.
Д/И «Неумейка» (с мячом в кругу, продолжить логическую цепочку)
- Например, я воробей, я не умею танцевать. А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы. А я машина и т. д.
- Молодцы, проходите на свои места девочки, а теперь мальчики. Вот вам буква О.
- А сейчас я объявляю переменку, но не совсем обычную. Повторяйте за мной. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Переменка»
- Переменка! переменка!
Отдохните хорошенько:
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь,
Можно сесть и помолчать,
Только-чур! – нельзя скучать!
- Молодцы, буква А.
4 –Ребята, где бывают переменки?
(-В школе)
- В школе вам потребуются школьные принадлежности.
Выставляю мольберт с картинками школьных принадлежностей (пенал,
дневник, тетради, учебники, пластилин, конструктор, кисточка, подставка,
альбом, краски)
- Девочки соберите в свой ранец школьные принадлежности, в названии которых два слога; мальчики – три слога.
- Молодцы, К.
5- А сейчас предлагаю «Нелепицы» (исправьте предложения)
Кисточка рисовала Лену.
Учебник учится по Саше.
Пенал положил Сашу в портфель.
Букварь читает Олю.
Вова резал бумагой ножницы.
- Молодцы, Н.
6 – Ребята, если Вова учится в первом классе, он второклассник или первоклассник?
- И сейчас я предлагаю вашему вниманию знакомую вам серию картинок, которая называется «Первоклассник».
- Подумайте, почему учитель так строго разговаривает с мальчиком и расскажите что с ним произошло.
Рассказ детей.
- А теперь попробуйте рассказать так, как будто этот случай произошёл с вами.
Рассказы детей.
- Молодцы, Ф.
- Итак, составьте из данных букв слово, и поймёте какой сюрприз вас ждёт (если затрудняются, буквы прономерую)
- И на последок Д/И «Чёрное – белое».
- Расскажите, что хорошего в конфетах.
- Расскажите, что плохого в конфетах.
- И всё таки хорошего больше. На этой оптимистичной ноте разрешите закончить (угощение).
Итог. |