Программное содержание: Познакомить детей с основными свойствами
воздуха. Объяснить, что воздух есть вокруг нас в комнате в воде, в
губке, в кирпиче и всюду. Он состоит из мельчайших частиц. Способы
обнаружения воздуха. Показать, что воздух можно сжать. Раскрыть значение
воздуха в жизни человека, использование его свойства»
Оборудование: аквариум с водой, стакан, пластилин, салфетки с водой, коктейльная соломка, губка, картинки /ветряная мельница,
парашютист, парусное судно/, таблицы, награды /парусные
лодочки/,полоска бумаги, кирпич.
Раздаточный материал: поднос, баночка с водой и коктейльной соломкой, полиэтиленовый мешочек, 6 кубиков, полоcки бумаги, кирпич,
X О Д 3 А Н Я Т И Я
Воспитатель показывает чистую банку и спрашивает, есть ли в ней
что-нибудь. Дети отвечают, что банка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель говорит, что это не так: в банке что-то есть, просто это
что-то не смогли увидеть. В банке есть воздух.
- Возьмите полиэтиленовый пакет и заполните его кубиками /воспитатель
сам заполняет мешочек кубиками/. Если в мешочке что-то есть, он всегда
выпуклый''. /Предлагает добавить кубики в мешочек/. По мере наполнения
мешочек становится более выпуклым.
Вывод: выпуклость мешочка зависит от количества содержащегося в нем вещества.
Взять пустые пакеты, внимательно их рассмотреть, есть ли что-нибудь в
них. Затем воспитатель предлагает скрутить мешочки со стороны
отверстия» По мере скручивания они надуваются, становятся выпуклыми. Но
ведь выпуклыми мешочки могут стать только тогда, когда в них что-то
есть. В нем есть воздух. А был ли воздух до скручивания?
Вывод: Воздух есть и в пустой банке, и в мешочке. Хотя воздух невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать.
Взять стакан с приклеенным на дне пластилином, взять салфетку и
прикрепить ее ко дну. Повернув стакан отверстием вниз, воспитатель
опускает его резко в аквариум так, чтобы он полностью был погружен.
Наблюдение: есть ли вода в стакане, замочила ли она салфетку.
Вывод: В стакане был воздух. Он не дал воде войти в стакан.
Воспитатель просит детей помахать рукой около лица и рассказать, какое
при этом возникает ощущение. А если подуть на ладонь, что при этом
чувствуется? Воспитатель объясняет, что все эти ощущения вызваны
движением воздуха у лица,.
Вывод: Воздух можно по-разному ощущать, хотя он и не виден.
Дети берут соломинку и стакан с водой. Один конец соломки предлагают опустить в воду, другой взять в рот и осторожно подуть.
В воде образуются пузырьки воздуха. Объясните, что дети вдыхают
воздух и он виден в воде в виде пузырьков. Посмотреть на стенки стакана.
Видны пузырьки воздуха.
Вывод: В воде тоже есть воздух.
Рассмотреть губку. Обратить внимание на то что в губке есть отверстия
- "дырочки". Воспитатель спрашивает, что в этих дырочках и большинство
детей отвечает правильно: в них воздух, В отверстиях действительно
воздух. Что случится, если губку погрузить в воду? Воздух из дырочек
начнет выходить, в воде появятся пузырьки.
Вывод: В губке тоже есть воздух.
Затем детям предлагают бросить в воду кусочек кирпича. По наличию пузырьков в воде дети делают вывод, что в кирпиче есть воздух.
Общий вывод: Воздух есть в комнате, в банке , в воде, в целлофановом мешке, Воздух вокруг нас.
Физминутка.
Воспитатель объясняет детям, что воздух состоит из мельчайших
частичек. Эти частички двигаются повсюду. В комнате мкста много,и эти
частички двигаются свободно /показывает таблицу/,а в мешочке места
меньше и частички эти собраны более тесно /таблица/. А если сильно
надуть шарик, тогда туда войдет много воздуха ,и частички будут плотно
прижаты друг к другу. Их можно вдуть так много в шар, что шарик не
выдержит и лопнет /таблица/. Сейчас вы будите маленькими человечками -
частичками воздуха,
В комнате.
В слабо надутом шарике.
Когда шарик лопнул.
Эти движения дети выполняют под музыку.
Воспитатель показывает надутый резиновый шарик, спрашивает, есть ли в
нем воздух. Воспитатель выпускает воздух из шарика в воду, в ней
появляются большие пузырьки воздуха. Дети наглядно убеждаются, что в
шарике есть воздух.
Воспитатель обращает внимание на весы, стоящие на столе, и
спрашивает, что делают при помощи весов? При помощи весов можно
сравнивать, какое тело тяжелее, а какое легче. Воспитатель кладет на
чаши весов по не надутому шарику. Затем воспитатель кладет надутый и не
надутый шарик. Чаша весов опускается. Почему? Какой шарик тяжелее, а
какой легче? Почему? / Потому что в нем больше воздуха.
Вывод: Воздух имеет вес и его можно взвесить.
Воспитатель загадывает загадку» Неизвестно, где живет, Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
/ ветер/
Воздух может перемещаться, а ветер есть ни что иное ,как перемещение
воздуха. Возьмите полосочки бумаги и подуй те на них. Полоски
отклоняются .Почему? Вывод:
Воздух может перемещаться /двигаться/. Когда он перемещается над землей с одной стороны на другую, мы говорим, что дует ветер.
Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы /ветви деревьев, перемещается вода, образуются волны/.
Воспитатель показывает картинку с изображением ветряной мельницы,
рассказывает, как она приходит в движение при помощи ветра. Затем
показывает изображение парусного судна и парашютиста. Объясняет, как
приводится в движение парусник, как запускаются парашютисты.
Вывод: Значение воздуха для человека очень велико. Анализ занятия. Вручение детям призов / парусные лодки/. |