Цели. Формирование представлений о
наличии отличительных и сходных признаков у разных объектов.
Формирование представлений о наличии отличительных и сходных признаков у
одних и тех же объектов по прошествии времени, развитие диалектического
действия объединение.
Методические рекомендации. Важно научить детей определять их отличительные качества: от внешних признаков до черт характера.
Методика проведения.
Воспитатель предлагает детям молча внимательно посмотреть друг на друга и найти разные отличительные черты: «Какого цвета глаза?
Молча рассматриваем. Теперь посмотрите на волосы. Какой они длины и какого цвета?»
Если кто-то из ребят начинает
рассказывать про свои глаза, педагог возвращает его к заданию: «Сейчас
мы молча смотрим на других. Давайте посмотрим друг другу на лицо — у
кого-то оно круглое, у кого-то вытянутое, овальное. Теперь посмотрим на
руки. У кого-то руки большие, у кого-то маленькие, у кого-то длинные
пальцы. Покажите их друг другу. Посмотрите, какие линии есть на ладонях.
Теперь посмотрим на ноги. Вытяните ноги. У кого-то ноги короче, у
кого-то длиннее».
Далее педагог просит каждого ребенка (по очереди) описать себя: рассказать, чем он отличается от других (2–3 признака).
Дети в первую очередь называют
бросающиеся в глаза внешние признаки — возраст, лицо, рост, кожа, цвет
волос и глаз, а затем не такие заметные внешние признаки, например,
родинки, размер кистей рук, длина языка, ресниц и пр.
В ходе занятия постепенно дети начинают
называть все более тонкие и интересные признаки, например: «У меня
глаза — хамелеоны. потому что если темно, они темные, а если солнышко —
светлые».
Если ребенок затрудняется выделить и
назвать свои отличительные признаки, педагог просит других детей помочь
ему, при этом следит за тем, чтобы назывались признаки, присущие
человеку, а не особенности одежды, аксессуаров.
Педагог старается так организовать
рассказы детей, чтобы они затрагивали не только внешние признаки, но и
внутренние. Например, кто-то может сказать, что отличается хорошей
памятью и пр.
Далее педагог предлагает игру
«Угадай-ка». Все дети закрывают глаза, педагог выбирает несколько ребят,
они выходят вперед и поворачиваются спиной к остальным. Дети открывают
глаза и стараются угадать, кто это, объясняя, почему, по какому признаку
догадались (одежда, телосложение и т. д.). Педагог помогает им найти
существенные признаки. Усложняя задачу, педагог может подобрать похожих
детей (по росту, цвету волос и т. д.).
Можно провести игру иначе — выбрать
несколько явно непохожих друг на друга детей, например, мальчиков и
девочек с разным цветом волос, и попросить ребят ответить, чем они все
похожи. Также к сравнению можно добавить взрослого. Найти сходства детей
и взрослого для детей является непростой задачей, ведь «взрослые совсем
другие!».
Педагог задает следующий вопрос:
«Ребята, изменились ли вы за те месяцы лета, в которые не посещали
детский сад? Расскажите по очереди, что в вас изменилось».
Дети называют свой возраст и косвенные
признаки, связанные с развитием. Некоторые ребята могут рассказать, что
им купили новую одежду, кровать, велосипед и т. д., потому что они
выросли. Если дети затрудняются, педагог сам называет некоторые свойства
или умения, которые приобрели ребята за последнее время. В зависимости
от взаимоотношений в группе можно организовать обсуждение так, чтобы
ребята помогали друг другу найти то характерное, что в них изменилось за
рассматриваемый промежуток времени.
В случае затруднений педагог помогает
найти различные признаки изменений, предлагает детям посмотреть на себя
со стороны, что действительно трудно сделать.
Кто-то из ребят может назвать черты характера, которые изменились со временем («Я стал сильнее, умнее, крепче и больше»).
Педагог стимулирует дальнейший поиск
детьми внутренних изменений, например, умений, которые появились за
прошедшее время: «А кто чему научился за это время?»
Далее педагог задает следующий вопрос, выявляющий признаки развития ребенка: «А чего в вас больше нет, что исчезло?»
Дети могут испытать затруднения, но
кто-то обязательно вспомнит исчезнувшие признаки (зубы выпали, перестал
бояться темноты и пр.).
Воспитатель задает вопрос, завершающий
выявление особенностей процесса развития ребенка: «А теперь закройте
глаза и подумайте, что в вас осталось таким же, прежним? Ведь Максим не
стал другим, он остался Максимом, мы можем его узнать!»
Дети называют признаки, изменение
которых происходит очень медленно и внешне практически незаметно (цвет
волос, форма ушей и т. д.). Некоторые ребята могут продолжать называть
нехарактерные признаки (одежда и т. д.). В таком случае педагог
сомневается и спрашивает у остальных детей, согласны ли они с этим.
В завершение дети могут назвать
характерные признаки, отличающие их от других и самих себя в другом
возрасте, и черты, которые позволяют узнать их, несмотря на произошедшие
изменения.
Домашнее задание для родителей.
Предложите ребенку создать рисунок,
отражающий его изменения за прошедший год, за лето и т. д. Новые черты
можно выделить цветом. Обязательно остановитесь в разговоре на чертах,
которые остались неизменными. |