Направление: Художественно-эстетическое
Интеграция областей: "Музыка”,
"Коммуникация”, "Художественное развитие”.
Программное содержание:
- Способствовать расширению и углублению
музыкальных впечатлений, развитию устойчивого
слухового внимания у дошкольников.
- Прививать любовь и интерес к классической
музыке, способствуя формированию общей духовной
культуры.
- Различать средства музыкальной
выразительности (темп, лад. регистр, динамику).
- Высказываться о чувствах, настроении,
выраженных в музыке.
- Развивать творческие способности детей через
раскрытие музыкальных образов в движении, игре
на ДМИ.
Материал: детские музыкальные инструменты:
трещотки, барабаны, ложки, треугольники, бубны,
металлофон.
Предварительная работа: чтение "Сказки о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богарыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди” А. Пушкина.
Оборудование: проектор, музыкальный центр.
Ход непосредственно образовательной
деятельности
Дети свободно входят в зал, музыкальный
руководитель их приветствует, предлагает им
занять места поудобнее в музыкальной гостиной и
порассуждать о чуде: что это такое, как они
понимают это явление? Может быть кто-то из них
сталкивался в своей жизни?
Ребята отвечают на вопросы, делятся своим
небольшим жизненным опытом.
Музыкальный руководитель (далее М.р.)
продолжает:
Да, ребята,чудо - это нечто удивительное,
уникальное, необъяснимое. Это то, чего не могло
случиться на самом деле ни в коем случае.
Но, тем не
менее, это произошло. Чудо нельзя
объяснить. Чудеса происходят редко и не со
всеми, но, тем не менее, люди часто надеются, что
произойдет чудо. Ребята, скажите пожалуйста, где чаще всего мы
можем услышать о чуде, чудесных превращениях?
Дети. С чудесами мы можем встретиться в
сказках
М.р. Правильно, ребята, в сказках. Какие вы
знаете сказки, в которых происходят чудеса,
волшебство?
Дети. "Золушка”, "Кот в сапогах”, "Василиса
Прекрасная”, "Волшебная дудочка”, " Сказка о
царе Салтане” и т.д.
М.р. Прекрасно, что вы знаете "Сказку о царе
Салтане” и наверное, даже назовете мне автора
этой сказки?
Дети(отвечают) .Эту сказку написал великий
русский поэт А.С. Пушкин.
М.р. Совершенно верно! А еще, ребята, по этой
сказке была написана одноименная опера нашим
русским композитором Николаем Андреевичем
Римским – Корсаковым.
В ней-то при помощи музыкальных звуков и были
переданы ЧУДЕСА этой замечательной сказки.
Назовите их, пожалуйста.
Дети. В сказке говорится о Белке, 33 богатырях
и их дядьке Черноморе, и о прекрасной царевне
Лебеди.
М.р. Все правильно. Давайте с помощью музыки
попробует узнать, о каком чуде идет речь.
Дети слушают 1 чудо "Белка”
Дети. В этом отрывке композитор изобразил
Белку.
М.р. А как вы догадались?
Дети. Нам подсказала музыка. Она звучала на
высоких звуках, легко, отрывисто, потому что
белочка маленькая, затейница, грызет орешки и еще
поет веселую песенку.
М.р. А песенку вы узнали?
Дети. Да, это русская народная песенка "Во
саду ли в огороде”.
М.р.Вот Белочка. Все вокруг нее
ходят, удивляются этому чуду.
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
"Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”
М.р. Молодцы, ребята!
Посмотрите, какие красивые иллюстрации к
сказке (в стиле Палех) нарисовал художник
Александр Михайлович Куркин.
М.р. Как вы думаете, какое настроение у
всех окружающих?
Дети. У всех прекрасное, радостное
настроение, потому что жители гордятся тем, что у
них есть такая чудесная белочка.
М.р. Ребята, посмотрите, у нас на столе есть
разные детские музыкальные инструменты. Может
кто-то хочет попробовать передать образ белочки
через игру на инструментах?
А кто-то покажет нам белочку с помощью движений
под музыку.
(Дети по желанию выбирают музыкальные
инструменты, соответствующие образу белочки.
Другие дети передают образ белочки через
движения в соответствии с характером музыки).
Звучит тема Белочки, дети подыгрывают на
музыкальных инструментах, другие дети исполняют
танцевальную импровизацию.
М.р. хвалит детей. Дети занимают свои места.
М.р. А теперь –внимание, чудеса
продолжаются. Слушаем следующий фрагмент.
Звучит тема "33 богатыря”
М.р. С каким же чудом мы с вами повстречались?
Дети: Это 33 богатыря!
М.р. Правильно!
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”
М.р. Какие средства музыкальной
выразительности использует композитор?
Дети: Этот фрагмент звучит торжественно,
четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все
обратили внимание на то, что сейчас все должны
увидеть. Темп умеренно быстрый, музыка звучит в
низком регистре, громко(форте), в мажоре, что
передает удаль молодецкую, силу богатырскую,
мужество. С первых звуков уже понятно, что музыка
изображает бесстрашных богатырей.
М.р. Ребята, скажите, созвучна ли иллюстрация
художника с музыкальной темой Богатырей?
Дети. Созвучна, потому что когда музыка
звучит громко(форте), то можно представить себе,
как море бурлит, волны поднимаются высоко, и
выходят из моря огромные богатыри. Они обходят
свои владения четким, энергичным шагом, как и
передается темп, характер музыки У них у всех
красивые лица, они молоды, полны сил и слушаются
своего главного воеводу- дядьку Черномора.
М.р. Молодцы! Я уверена, что наши мальчики
очень хотят попробовать себя в роли богатырей.
Поэтому, я предлагаю вам под музыку раскрыть этот
образ.
Звучит тема Богатырей, мальчики исполняют
танцевальную импровизацию.
М.р.(хвалит детей).
Вот мы и дождались третьего чуда, наверное,
самого красивого. Вы, конечно же догадались, что
речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди. А
давайте с вами немного пофантазируем: если бы вы
были композиторами, то какую бы музыку по
звучанию вы сочинили к образу царевны Лебедь?
Дети. Музыка должна быть плавной,
таинственной, волшебной. Наверное, звучать она
должна не очень громко, напевно и светло. А еще
она должна быть доброй и ласковой, как сама
царевна Лебедь.
М.р. Хорошо, ребята, мне понравились ваши
ответы. А теперь мы послушаем 3 чудо- тему Царевны
Лебеди и посмотрим, совпали ли наши мысли с
мыслями композитора.
Слушание темы Царевны Лебеди
Дети. Наши мысли совпали. Музыка, которая
раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная,
звучит в среднем регистре, нежно и таинственно.
Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь
превращается в прекрасную Царевну, и восхищению
и удивлению князя Гвидона нет конца.
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”
М.р. Молодцы, ребята. А какой инструмент в
оркестре солировал, передавая образ царевны
Лебеди?
Дети. Солировала скрипка.
М.р. И на иллюстрации, обратите внимание,
какая царевна красивая, стройная, изящная,
воздушная.
Сейчас наши девочки превратятся в царевен и
покажут свой волшебный танец.
Звучит тема Царевны Лебеди, девочки
исполняют танец-импровизацию.
М.р. (хвалит девочек).
Вот мы и познакомились с чудесами из "Сказки о
царе Салтане”. А помогли нам увидеть и услышать
эти чудеса различные виды искусства: поэзия,
музыка и изобразительное искусство. Какое у вас
настроение? (Ответы детей).
Давайте мы еще раз назовем авторов этих
замечательных шедевров.
Кто написал "Сказку о царе Салтане”?
Дети. Сказку написал.А.С. Пушкин.
М.р. Кто сочннил оперу-сказку "О царе
Салтане”?
Дети. Оперу сочинил русский композитор Н.А.
Римский-Корсаков.
М.р. Иллюстрации какого художника к "сказке о
царе Салтане” мы сегодня рассматривали?
Дети. Иллюстрации нарисовал художник А.
Куркин. М.р. Наша встреча в музыкальной гостиной
подошла к концу. Спасибо вам за ваше участие. В
группе вы можете нарисовать те чудеса из оперы-
сказки, которые вам запомнились больше всего. До
свидания, ребята.
Дети спокойно выходят из зала. |