Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких
месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек
заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы
бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как
личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит
смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более
коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между
стабильными периодами.
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем
ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на
лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и
некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит
очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое
выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от
матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать
самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от
родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать
механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных
ситуациях.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная
закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться
остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель.
Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном
качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные
новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных
способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию
благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в
развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны
проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и
педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса?
Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества:
ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для
ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для
других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство
«самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя
форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой
осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств,
главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их
крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам
(случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь
вполне нормальная);
- Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
- Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто
упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о
«фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах
манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат
соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны
ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
- Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
- Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к
помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!».
Ребенку только это и нужно.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его
за руку и увести.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная
игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» -
подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
|