Цель семинара: создание оптимальных взаимоотношений в детско-взрослом
коллективе воспитание эмоциональной культуры поведения, оптимизация
образовательного процесса.
Задачи семинара:
- Выявить разнообразие форм индивидуальных особенностей детей.
Личностные: возраст, пол, состояние здоровья (группа здоровья, уровень
психического развития, гиперактивность и др.) особенности внешности,
социально-культурные: национальность, тип темперамента, любимые занятия
личные предпочтения, родители, особенности характера (застенчивость,
агрессивность и т. д.)
- Развивать толерантность.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов: обозначить методы
взаимодействия с учётом особенностей воспитанников, изучить приёмы регуляции
нежелательных проявлений в поведении воспитанников.
- Мотивация педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию мотивация
на изучение личности каждого воспитанника.
План семинара:
1. Рефлексия. Актуальность проблемы изучения личности дошкольника.
Руководитель знакомит участников и слушателей с темой семинара, предлагает
заполнить рефлексивные листы.
Личность каждого ребёнка неприкосновенна, уникальна, неповторима.
Особенностью педагогической работы в ДОУ является полное и безоговорочное
принятие личности каждого воспитанника, распознавание и учёт его личных
особенностей, стиля семейного воспитания.
Для создания благоприятного эмоционально-психологического климата в группе
(организации эмоционально-положительных взаимоотношений детей с взрослыми и друг
другом, достаточный уровень воспитания культуры общественного поведения и
развития эмоциональной сферы дошкольников), педагогу необходимо обладать многими
профессиональными умениями: диагностическими, проектировочными, регуляционными,
аналитическими.
Системно-комплексное изучение личности ребёнка способствует не только его
благоприятной адаптации в детском коллективе и социуме вообще, но и стимулирует
процесс познания ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей;
благоприятно происходит самоактуализация личности ребёнка. В последнее время всё
чаще нам приходится говорить о таком необходимом качестве педагога как
толерантности, терпимости, возможности целостного приятия другого человека.
Насколько эта черта выражена в нас? Руководитель семинара проводит тестирование
«Индекс толерантности». Обнаруженная степень толерантности является не
только условием к педагогической деятельности, но и индивидуальной чертой
личности каждого педагога. Какими мы себя видим со стороны? Какими нас видят
окружающие нас люди? Часто наши представления о себе не совпадают с
представлениями о нас окружающих. Руководитель предлагает участникам нарисовать
себя.
Для чего педагогам необходимо учитывать индивидуальность ребёнка? В работе
нам необходимо не только замечать индивидуальные особенности детей,
ориентировать свою деятельность с их учётом, но и признавать право ребёнка на
его личностную целостность, воспитывать толерантность в детях по отношению к
другим людям.
При распределении ребёнка в группу ДОУ учитывается главная его индивидуальная
характеристика – возраст. Именно при соблюдении возрастных особенностей
выстраивается образовательный процесс. Итак, какими ещё бывают наши дети?
3. Игровой момент «Вспомнить всё»: участник, ловящий мяч называет личностную
особенность ребёнка, бросает мяч другому участнику.
4. Организационный момент «Цветовая ромашка». По цвету выбранного лепестка
разноцветной ромашки педагоги-участники семинара устанавливают очерёдность своих
выступлений.
- Гиперактивные дети.
- Проявления темперамента в дошкольном возрасте.
- Агрессивный ребёнок.
- Мальчики и девочки.
- Детская застенчивость.
Руководителем семинара даётся установка: выступление педагогов должно длиться
не более 5 минут, содержать характеристику индивидуальных проявлений в поведении
детей; необходимо сделать конкретные выводы, рекомендации по взаимодействию с
ними. В середине выступлений предлагается социоигра «Волшебная палочка».
5. Повторная рефлексия. Разработка общего резюме. Знаем ли мы своих детей,
знаем ли мы, как они влияют на нас? Дети дошкольного возраста очень
чувствительны к демонстрируемому к ним отношению со стороны взрослых и других
детей. Это отношение может быть разным, в соответствии с этим может меняться и
тип их поведения. Попробуем охарактеризовать наших детей с использованием
литературных персонажей. Руководитель семинара зачитывает характеристики
литературных персонажей, педагоги называют воспитанников с названными чертами:
Том Сойер, Карлсон, Буратино, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Мямлик, Маленький Мук,
Мальвина, Щербатый - Гроза Арбата, Царевна – Несмеяна (Рёвушка-Коровушка). Вывод: Часто взрослые (воспитатель или родитель) начинают считать,
что ребёнок принадлежит к тому или иному типу, подталкивая его к поведению в
соответствии с этим типом, тем самым лишая ребёнка права на возможность
оставаться самим собой. Известно, что система ярлыков особенно вредна в детстве,
когда происходит формирование личности человека, его будущих личностных качеств. |