Важную роль в развитии дошкольников играет
психолог, одна из задач которого – помощь детям,
имеющим трудности в обучении, не усваивающим
учебного материала, соответствующего возрастным
возможностям. Психолого-педагогическое
обследование позволяет выявить таких детей и
составить план индивидуальной коррекционной
работы, в которой, как правило, задействованы все
специалисты детского сада, в том числе и педагоги
группы.
Коррекционная работа должна строиться как
целостная осмысленная деятельность ребенка, а не
как отдельные упражнения по тренировке умений и
навыков.
Предлагаемая система направлена на развитие у
детей дошкольного возраста как определенных
личностных качеств (нравственно-волевых, навыков
коммуникаций), так и тех психических функций,
которые создают основу для успешного обучения
ребенка.
Основанием для построения этой системы
послужило принятое в отечественной психологии
представление о том, что ведущей в дошкольном
возрасте деятельностью, создающей наиболее
благоприятные условия для психического и
личностного развития, является игра. Именно
поэтому коррекционная работа с детьми в
соответствии с данной системой осуществляется
на основе развивающих игр.
Однако необходимо отметить, что используемые
игровые упражнения служат лишь основой для
построения занятий с детьми. Необходимо
учитывать уровень познавательного развития
ребенка, т.е. простые игры могут быть усложнены за
счет введения дополнительных правил и наоборот.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в
игре происходит значительно успешнее, чем на
учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная
в игровой форме, имеет то преимущество, что в
ситуации игры ребенку понятнее сама
необходимость приобретения новых знаний и
способов действия.
Вместе с тем одним из показателей и условий
хорошего физического и нервно-психического
развития ребенка является развитие его руки,
кисти, ручных умений, или, как принято называть,
мелкой пальцевой моторики. Как писал физиолог
И.Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга".
Именно поэтому предложенная система
предусматривает коррекционную работу в двух
направлениях: развитие познавательной сферы и
развитие мелкой моторики. Она предназначена для
индивидуальной и подгрупповой коррекционной
работы педагогов, облегчает планирование и
проведение коррекционных занятий.
Общая продолжительность занятий:
2-4 года – 10-15 минут;
4-5 года – 15-20 минут;
6-7 года – 20-25 минут.
Частота занятий – 2 раза в неделю.
Каждое занятие включает развивающие задания с
применением красочного наглядного пособия,
направленного на развитие психических процессов
у детей.
Все игры можно разделить на:
- игры на развитие сенсорного опыта;
- игры на развитие знаний об окружающем мире;
- игры на развитие восприятия;
- игры на развитие внимания, памяти;
- игры на развитие пространственных
ориентировок;
- игры на развитие мелкой моторики и т.п.
Рекомендации по проведению занятий:
Занятие должно проводиться в игровой форме.
Занятие проводится в благоприятной
эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
Задания следует применять, учитывая
психические возможности ребенка.
Необходимо поощрять удовлетворение, которое
получает ребенок от занятия.
Необходимо поэтапно усложнять виды работ,
последовательно переходя от элементарных к
более сложным заданиям.
Стремитесь вместе с ребенком к достижению
поставленных целей.
Система игровых упражнений на развитие
памяти у детей 6-7 лет
Октябрь |
Задачи |
Д/игры, упражнения |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие
мелкой моторики |
«Нарисуй, что запомнил» (5предметов) «Продолжи
ряд» (графический диктант №1) |
1) Развитие зрительной памяти 2)
Развитие мелкой моторики |
«Запомни фигурки» (посмотри 5
геометрических фигур, нарисуй, вспомни цвет и
форму) «Заштрихуй фигурки» (в заданном
направлении) > |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие
мелкой моторики |
«Пропущенная цифра» (читается цифровой
ряд и пропускается цифра) «Продолжи ряд»
(графический диктант №2) |
1) Развитие зрительной памяти 2)
Развитие мелкой моторики |
«Вспомни буквы» (вспомни и напиши буквы
(5), которые только что видел) «Заштрихуй
фигурки» (в заданном направлении) v |
Ноябрь |
1) Развитие зрительной памяти 2)
Развитие графических навыков |
«Чего не стало?» (с игрушками) «Проведи
пунктирные линии сверху вниз» |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие
мелкой моторики |
«Нарисуй, что запомнил» (7 предметов) «Увеличь
фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
1) Развитие зрительной памяти 2)
Развитие графических навыков |
«Кого не стало?» (с детьми) «Проведи
пунктирные линии слева направо» |
1) Развитие тактильной, зрительной
памяти
2) Развитие мелкой моторики |
«Кто стоит перед тобой» (у ребенка
завязаны глаза, определяет на ощупь) «Уменьши
фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
Декабрь |
1) Развитие зрительной памяти
2) Развитие графических навыков
|
«Нарисуй то что запомнил» (запомнить и
затем зарисовать изображение любых фигур» «Закончи
задание» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие двигательной памяти
2) Развитие мелкой моторики
|
«Повтори движение» (один наблюдает за
несколькими детьми, затем повторяет движения
того, кого выберет ведущий) «Заштрихуй фигурки»
(в заданном направлении) ? |
1) Развитие наблюдательности, зрительной памяти
2) Развитие мелкой моторики
|
«Художник» (не называя ребенка, дать
другому его словесный портрет, не глядя на него) «Продолжи
ряд» (графический диктант №3) |
1) Развитие слуховой памяти
2) Развитие графических навыков
|
«Запомни слова» (запомни и воспроизведи
10 слов) «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
Январь |
1) Развитие зрительной памяти 2)
Развитие мелкой моторики |
«Радио» (диктор разыскивает девочку по
описанию) «Продолжи ряд» (графический диктант
№4) |
1) Развитие двигательной памяти 2)
Развитие мелкой моторики |
«Кукловод» I вариант «Заштрихуй
фигурки» (в заданном направлении) \ |
1) Развитие зрительной памяти 2)
Развитие мелкой моторики |
«Повтори рассказ» (воспроизведение
рассказа 2-3 пр.) «Закончи ряд» (с опорой на
рисунок) |
1) Развитие зрительной памяти 2)
Развитие мелкой моторики |
«Назови и нарисуй все цвета радуги по
порядку) «Продолжи ряд» (графический диктант №5) |
Февраль |
1) Развитие двигательной памяти
2) Развитие графических навыков
|
«Кукловод» II вариант "Наматываем
клубочки” (от центра) |
1) Развитие зрительной памяти
2) Развитие графических навыков
|
«Запомни порядок» (перечисли,
отвернувшись, кто за кем стоит – 5 чел.) «Закончи
ряд» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие моторно-зрительной памяти
2) Развитие графических навыков
|
«Разведчики» I вариант. «Наматываем
клубочки» (с края в центр) |
1) Развитие слуховой памяти
2) Развитие мелкой моторики
|
«Я помню 5 имен мальчиков…» «Продолжи
ряд» (графический диктант №6) |
Март
|
1) Развитие моторно-слуховой памяти
2) Развитие зрительно-моторной координации
|
«Повтори за мной» (отработка
ритмических фраз) «Точки» (копирование группы
точек) |
1) Развитие слуховой памяти
2) Развитие графических навыков
|
«Я помню 5 названий городов…» «Наматываем
клубочки» (по часовой стрелке) |
1) Развитие моторно-зрительной памяти
2) Развитие мелкой моторики
|
«Разведчики» II вариант "Продолжи
ряд” (графический диктант №7) |
1) Развитие зрительной памяти
2) Развитие графических навыков
|
«Запомни порядок» (перечисли,
отвернувшись, кто за кем стоит-7 чел.) «Закончи
ряд» (с опорой на рисунок) |
Апрель |
1) Развитие памяти, ориентировки в
пространстве
2) Развитие графических навыков |
«Где ты был?» «Нарисуй рисунок по
точкам» |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие
графических навыков |
«Антонимы» «Графические узоры»
(продолжи по клеточкам) |
1) Развитие моторно-слуховой памяти
2) Развитие мелкой моторики |
«Повтори за мной» (отработка
ритмических фраз) «Продолжи ряд» (графический
диктант №8) |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие
графических навыков |
«Синонимы» «Нарисуй рисунок по
точкам» |
Система игровых упражнений на развитие
внимания у детей 6-7 лет
Октябрь |
Задачи |
Д/игры, упражнения |
1) Развитие внимания
2) Развитие мелкой моторики
|
«Переплетенные линии» (проследи
глазами все линии без помощи рук и найди конец
каждой линии) «Продолжи ряд» (графический
диктант №1) |
1) Развитие зрительного восприятия
2) Развитие мелкой моторики
|
«Сложи картинку» (складывание целого из
частей) «Заштрихуй фигурки» (в заданном
направлении) > |
1) Развитие внимания (избирательность внимания)
2) Развитие мелкой моторики
|
«Помоги Коту в сапогах найти второй
сапог» «Продолжи ряд» (графический диктант №2) |
1) Развитие слухового восприятия
2) Развитие мелкой моторики
|
«Слушай хлопки» (слушай сколько раз я
хлопну в ладоши - нарисуй столько кружков) «Заштрихуй
фигурки» (в заданном направлении) v |
Ноябрь
|
1) Развитие зрительного внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Угадай, чего не стало?» «Проведи
пунктирные линии сверху вниз» |
1) Развитие слухового внимания
2) Развитие мелкой моторики
|
«Лягушка» (угадай по голосу) «Увеличь
фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
1) Развитие объема и концентрации внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Выложи кружки как у меня» «Проведи
пунктирные линии слева направо» |
1) Развитие слухового внимания
2) Развитие мелкой моторики
|
«Запретное число» «Уменьши фигуру»
(обведи по контуру и уменьши) |
Декабрь
|
1) Развитие произвольного внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Четыре стихии» «Закончи задание» (с
опорой на рисунок) |
1) Развитие тактильного восприятия
2) Развитие мелкой моторики
|
«Чудесный мешочек» (узнай предметы на
ощупь) «Заштрихуй фигурки» (в заданном
направлении) ? |
1) Развитие слухового внимания
2) Развитие мелкой моторики
|
«Нарисуй фигуры» (затем выполнить с
ними действия по инструкции) «Продолжи ряд»
(графический диктант №3) |
1) Развитие зрительного внима-ния, концентрации
внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Перепутаница» (найди предмет в
запутанном рисунке) «Закончи задание» (с опорой
на рисунок) |
Январь
|
1) Расширение объема внимания
2) Развитие мелкой моторики
|
«Угадай: какой буквы не стало?» «Продолжи
ряд» (графический диктант №4) |
1) Развитие зрительного внимания
2) Развитие мелкой моторики
|
«Опиши…» (кого-нибудь из детей… по
памяти с закрытыми глазами) «Заштрихуй
фигурки» (в заданном направлении) \ |
1) Развитие произвольного внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Перепутаница» (что неправильно
нарисовал художник) «Закончи ряд» (с опорой на
рисунок) |
1) Развитие концентрации внимания
2) Развитие мелкой моторики
|
«Найди фигуру» (уметь выделить фигуру
из «зашумленного» рисунка) «Продолжи ряд»
(графический диктант №5) |
Февраль
|
1) Развитие слухового внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Слушай» (займи позу на определенное
количество хлопков) «Наматываем клубочки» (от
центра) |
1) Расширение объема внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Выложи цифры» (в той
последовательности как было) «Закончи ряд» (с
опорой на рисунок) |
1) Развитие слухового внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Горшочек» «Наматываем клубочки» (с
края в центр) |
1) Развитие зрительного внимания
2) Развитие мелкой моторики
|
«Что изменилось?» (на столе, в группе,
дети пересели) «Продолжи ряд» (графический
диктант №6) |
Март
|
1) Развитие произвольного внимания
2) Развитие зрительно-моторной координации
|
«Путаница имен» (с мячом) «Точки»
(копирование группы точек) |
1) Развитие слухового внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Улиточка» (узнай по голосу) «Наматываем
клубочки» (по часовой стрелке) |
1) Развитие зрительного восприятия
2) Развитие мелкой моторики
|
«Найди 5 отличий» (чем 2 картинки
отличаются) «Продолжи ряд» (графический диктант
№7) |
1) Развитие устойчивого внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Вычеркни букву» (газетный вариант) «Закончи
ряд» (с опорой на рисунок) |
Апрель
|
1) Развитие слухового внимания
2) Развитие графических навыков
|
«Слухачи» (послушаем звуки) «Нарисуй
рисунок по точкам» |
1) Развитие зрительного восприятия
2) Развитие графических навыков
|
«Найди отличия» (чем 2 картинки
отличаются) «Графические узоры» (продолжи по
клеточкам) |
1) Развитие слухового восприятия
2) Развитие мелкой моторики
|
«Лабиринт» (графический диктант –
помоги человеку добраться до цирка) «Продолжи
ряд» (графический диктант №8) |
1) Развитие слухового восприятия
2) Развитие графических навыков
|
«Нелепицы» (что неправильно сказано) «Нарисуй
рисунок по точкам» |
Система игровых упражнений на развитие
мышления у детей 6-7 лет
Октябрь |
Задачи |
Д/игры, упражнения |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие мелкой моторики
|
«Летает не летает» «Продолжи ряд»
(графический диктант №1) |
1) Развитие умения классифицировать
2) Развитие мелкой моторики
|
«Найди 2 одинаковых предмета» (из ряда
похожих) «Заштрихуй фигурки» (в заданном
направлении) > |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие мелкой моторики
|
«Съедобное несъедобное» «Продолжи
ряд» (графический диктант №2) |
1) Развитие умения классифицировать
2) Развитие мелкой моторики
|
«Что лишнее?» (вербально) «Заштрихуй
фигурки» (в заданном направлении) v |
Ноябрь
|
1) Развитие умения сравнивать
2) Развитие графических навыков
|
«Найди 5 отличий» (2 картинки) «Проведи
пунктирные линии сверху вниз» |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие мелкой моторики
|
Задача-шутка «Сколько ушей у 2 мышей?» «Увеличь
фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
1) Развитие зрительного синтеза
2) Развитие графических навыков
|
«Чего не хватает на рисунке?» (Найди
недостающие детали изображения) «Проведи
пунктирные линии слева направо» |
1) Развитие слухового синтеза
2) Развитие мелкой моторики
|
«Нелепица» (вербально) «Уменьши
фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
Декабрь |
1) Развитие логического мышления 2)
Развитие графических навыков |
Задача-шутка «Сколько сапожек Оля
купила, чтобы кошка лапок не замочила?» «Закончи
задание» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие анализа и синтеза 2)
Развитие мелкой моторики |
«Собери танграм» «Заштрихуй фигурки»
(в заданном направлении) ? |
1) Развитие умения обобщать 2) Развитие
мелкой моторики |
«Я знаю 5 названий…» «Продолжи ряд»
(графический диктант №3) |
1) Развитие умения классифицировать 2)
Развитие графических навыков |
«Что лишнее?» (с картинками) «Закончи
задание» (с опорой на рисунок) |
Январь |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие мелкой моторики
|
Думай и считай : «На столе 3 яблока, одно
из них разрезали пополам. Сколько яблок на
столе?» «Продолжи ряд» (графический диктант №4) |
1) Развитие слухового синтеза
2) Развитие графических навыков
|
«Нелепица» (вербально) «Закончи ряд» (с
опорой на рисунок) |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие мелкой моторики
|
Отгадай загадку: «Три пушистых кошечки
улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибегала.
Сколько вместе кошек стало?» «Заштрихуй
фигурки» (в заданном направлении) \ |
1) Развитие зрительного синтеза
2) Развитие мелкой моторики
|
«Перепутанница» (Что неправильно
нарисовал художник?) «Продолжи ряд»
(графический диктант №5) |
Февраль
|
1) Установление последовательности событий
2) Развитие графических навыков
|
«Разложи картинки так, чтобы получился
рассказ» "Наматываем клубочки” (от центра) |
1) Развитие зрительного синтеза
2) Развитие графических навыков
|
«Перепутанница» (Сколько
геометрических фигур здесь нарисовано?) «Закончи
ряд» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие умения обобщать
2) Развитие графических навыков
|
«Я знаю 5 названий…» «Наматываем
клубочки» (с края в центр) |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие мелкой моторики
|
Задача-шутка: «Росло 4 березы. На каждой
березе по 4 ветки, на каждой ветке по 4 яблока.
Сколько всего яблок?» «Продолжи ряд»
(графический диктант №6) |
Март
|
1) Развитие умения сравнивать
2) Развитие зрительно-моторной координации
|
«В ряду похожих найди предмет,
отличающийся от других» «Точки» (копирование
группы точек) |
1) Развитие умения классифицировать
2) Развитие графических навыков
|
«Что лишнее?» (вербально) «Наматываем
клубочки» (по часовой стрелке) |
1) Развитие умения сравнивать
2) Развитие мелкой моторики
|
«Найди 10 отличий» (2 картинки) "Продолжи
ряд” (графический диктант №7) |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие графических навыков
|
Задача-шутка: «В аквариуме, в молоке,
плавали 4 рыбки, к ним добавили еще 2 рыбки.
Сколько рыбок плавает в аквариуме?» «Закончи
ряд» (с опорой на рисунок) |
Апрель
|
1) Развитие тактильных анализаторов
2) Развитие графических навыков
|
«Чудесный мешочек» (Узнай и назови
предмет на ощупь) «Нарисуй рисунок по точкам» |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие графических навыков
|
Задача-шутка: «Бабушка связала внукам
шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6
варежек. Сколько внуков у бабушки?» «Графические
узоры» (продолжи по клеточкам) |
1) Развитие умения классифицировать
2) Развитие мелкой моторики
|
«Что лишнее?» (с картинками) «Продолжи
ряд» (графический диктант №8) |
1) Развитие логического мышления
2) Развитие графических навыков
|
«Синоним-антоним» «Нарисуй рисунок по
точкам» |
|